Борис Феоктистович Сафонов родился 26 августа (13 августа по старому стилю) 1915 г. в с. Синявино Крапивенского уезда Тульской губернии Российской империи (ныне Плавский район Тульской области РФ).
В 1930 г. окончил среднюю школу в г. Плавске и поступил в железнодорожную школу фабрично-заводского ученичества (ныне Техникум железнодорожного транспорта им. Б. Ф. Сафонова, г. Тула). С 1931 г. занимался в летной школе Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству в СССР (Осоавиахим, ныне ДОСААФ России).
В 1933 г. Борис Сафонов был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА). В 1934 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. А. Ф. Мясникова (дислоцировалась в пос. Кача близ Севастополя), после чего был направлен проходить службу летчиком в 106-й эскадрилье 40-й авиационной бригады Белорусского военного округа. В 1938 г. был переведен в 4-ю авиационную эскадрилью 15-го истребительного авиационного полка (иап).
В 1940 г. Сафонова направили в состав Военно-воздушных сил (ВВС) Северного флота командиром звена 2-й эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка. В том же году ему было присвоено воинское звание старшего лейтенанта. Весной 1941 г. он стал командиром эскадрильи.
С первого дня Великой Отечественной войны летчики полка были задействованы в боях с авиацией противника. 24 июня старший лейтенант Сафонов в воздушном бою в районе г. Полярный первым среди летчиков Северного флота сбил немецкий самолет - бомбардировщик Heinkel He-111 ("Хейнкель Хе-111"). В июле 1941 г. Сафонов был произведен в капитаны.
16 сентября 1941 г. за совершенные 130 боевых вылетов и 11 сбитых лично самолетов противника Борису Сафонову было присвоено почетное звание Героя Советского Союза.
С сентября 1941 г. в распоряжение летчиков Северного флота по программе ленд-лиза стали поступать британские самолеты Hawker Hurricane ("Хоукер Харрикейн"), Curtiss P-40 Kittyhawk ("Кёртисс П-40 Киттихоук"). Борис Сафонов принимал активное участие в освоении новых машин и доработке их для нужд советских летчиков.
В октябре 1941 г. Сафонов был назначен командиром 78-го иап, в ноябре того же года ему было присвоено звание майора. В апреле 1942 г. он принял командование 2-м гвардейским иап и был произведен в подполковники.
Борис Сафонов не вернулся из боевого вылета, который выполнялся 30 мая 1942 г. для воздушного прикрытия шедшего в Мурманск союзного конвоя PQ-16 ("Пи-кью-16"). На момент гибели летчику было 26 лет. Предполагаемое место крушения самолета Сафонова находится в Баренцевом море к северу от Мурманска.
До момента гибели Борис Сафонов совершил 224 боевых вылета, в которых сбил 19 самолетов противника лично и три - в группе. Летал на истребителях И-16, Hawker Hurricane и Curtiss P-40.
14 июня 1942 г. Борису Сафонову было посмертно присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Летчик стал первым, кто удостоился этого звания за заслуги в годы Великой Отечественной войны. На момент гибели он был самым результативным советским асом.
Также был награжден орденом Ленина (1941), тремя орденами Красного Знамени (1941, 1941, 1942). Имел иностранную награду - крест "За выдающиеся летные заслуги" (1942, Великобритания).
Именем Бориса Сафонова названы поселок в городском округе Североморск Мурманской обл. и техникум в Туле, который окончил летчик, а также улицы и скверы в Нижнем Новгороде, Краснодаре, Мурманске, Самаре и др. населенных пунктах РФ. В музее ВВС Северного флота находится истребитель МиГ-31, также названный в честь героя. В 2005 г. имя Бориса Сафонова было присвоено 279-му отдельному корабельному иап. Бюсты установлены в городах Плавске, Североморске и поселке Сафоново, мемориальные доски - в Североморске, Владивостоке и Туле.
Энциклопедия
Сафонов, Борис Феоктистович
{{filterList[filterType]}}