Происхождение и образование
Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери) родился 29 июня 1900 г. в Лионе (восток Франции) в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Его отец работал страховым инспектором. После его смерти в 1904 г. воспитанием детей занималась мать.
Начальное образование Антуан де Сент-Экзюпери получил в Школе братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе, затем учился в иезуитском колледже в Ле-Мане и католическом колледже в Швейцарии. В 1919 г. стал вольнослушателем отделения архитектуры Академии изящных искусств в Париже.
Авиация
Еще в школьные годы во время каникул Сент-Экзюпери часто приходил на аэродром, расположенный недалеко от дома. Впервые поднялся в воздух в возрасте 12 лет, напросившись в полет к пилоту.
В 1921 г. он был призван в армию и поступил в полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала был рабочим в ремонтной мастерской, но вскоре сдал экзамен на гражданского летчика, а затем получил удостоверение военного пилота. 1 мая 1923 г. он попал в первую авиакатастрофу (после их было еще 15), в которой получил черепно-мозговую травму. После комиссования поселился в Париже, торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине, работал контролером в строительной компании.
В 1926 г. он стал пилотом компании "Ассоциация линий Латекоэра" (будущая "Аэропосталь"), доставлявшей почту в страны Северной Африки. В 1927 г. его назначили начальником аэропорта в Кап-Джуби (Марокко), в 1929-1930 гг. он возглавлял отделение "Аэропосталь" в Буэнос-Айресе (Аргентина). В 1930 г. за вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, был награжден орденом Почетного легиона (кавалер).
После возвращения в Европу в 1931 г. работал на почтовых авиалиниях "Аэропосталь", в 1933 г. был летчиком-испытателем. С 1934 г., когда "Аэропосталь" была реорганизована в "Эр Франс", совершал полеты в Африку и Индокитай. В начале 1935 г. читал лекции по истории авиации в ряде средиземноморских городов.
В конце 1935 г. он пытался побить рекорд Андре Жапи при перелете из Парижа в Сайгон (Жапи совершил его за 98 часов 52 минуты со средней скоростью 129 км/ч), а в 1938 г. – совершить полет из Нью-Йорка на Огненную Землю (архипелаг между Атлантическим и Тихим океанами на крайнем юге Южной Америки), но оба раза его самолет терпел крушение. После катастрофы 1938 г. Сент-Экзюпери несколько дней находился в коме, затем долго лечился в США и во Франции. В начале 1939 г. был произведен в офицеры ордена Почетного легиона.
4 сентября 1939 г., на следующий день после объявления Францией войны Германии, он прибыл по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза-Монтодран, но его признали годным только для службы на земле. Однако ему удалось добиться назначения в авиационную разведгруппу. Он совершал полеты, выполняя аэрофоторазведку над занятыми немцами городами, в том числе над Аррасом (север Франции), за что был награжден Военным крестом "За боевые заслуги". В июне 1941 г., после оккупации большей части территории Франции, эмигрировал в США, но в 1943 г. вернулся. Несмотря на множество травм и проблем со здоровьем, он вступил в ВВС "Сражающейся Франции" (патриотическое движение за национальную независимость 1940-1943 гг. под руководством генерала Шарля де Голля) и вскоре освоил пилотирование нового скоростного самолета П-38 "Лайтнинг".
Литература
Первое произведение - сказку "Одиссея цилиндра" - Сент-Экзюпери написал в 14 лет и получил за нее первое место на литературном конкурсе. В 25 лет он закончил работу над романом "Манон, танцовщица" (долгое время считался утерянным и был издан только в 2007 г.). В 1926 г. было опубликовано его первое произведение - рассказ "Летчик". Впоследствии почти все его книги были связаны с авиацией. В них отразилась страсть писателя к приключениям и его личный опыт, в них он размышлял о ценности человеческой жизни, ответственности, любви и уважении.
В 1929 г. издательство "Галлимар" выпустило его роман "Южный почтовой", в котором писатель описывал свою работу на аэродроме в Африке. Следующий роман, "Ночной полет", действие в котором происходит в Южной Америке во времена зарождения коммерческой авиации, был напечатан в 1931 г. За него писателю была присуждена французская литературная премия "Фемина".
В 1934 г. он начал работать специальным корреспондентом в газете "Пари-Суар", по заданию которой в апреле - мае 1935 г. побывал в Москве. В ходе этой командировки состоялась его знакомство с Михаилом Булгаковым (по одной из версий, черты внешности Сент-Экзюпери были взяты Булгаковым за основу образа Воланда). В 1936-1937 гг. в качестве корреспондента газеты "Энтрансижан" он был в Испании, откуда написал серию репортажей о гражданской войне.
В 1939 г. вышел сборник очерков "Планета людей", включавший описания некоторых драматичных эпизодов его жизни, в том числе аварии самолета в Ливийской пустыне в 1935 г. За нее Сент-Экзюпери получил Гран-при Французской академии и Национальную книжную премию США.
В 1942 г. был напечатан биографический роман "Военный летчик", представляющий собой репортаж о событиях того дня, когда Сент-Экзюпери на самолете-разведчике совершал полет над городом Аррас. По мнению автора, она должна была вдохновить соотечественников на освобождение страны от захватчиков. Книга была запрещена во Франции, где в то время действовало коллаборационистское правительство во главе с Филиппом Петеном (режим Виши). В США же она имела большой успех.
"Маленький принц"
В 1942 г. Сент-Экзюпери написал совершенно не свойственную для него философско-лирическую сказку "Маленький принц" , в которой сделал попытку осмыслить законы человеческой жизни и которую называют книгой для всех и на все времена. Ее герой - маленький мальчик с крошечного астероида - оказывается в пустыне Сахара и встречает там пилота, совершившего вынужденную посадку. Мальчик рассказывает ему о своих путешествиях по разным планетам и удивляется странностям взрослых, встреченных там. Автор затрагивает темы одиночества, дружбы, любви, долга, верности, потерь и поиска смысла жизни.
Книга была издана в апреле 1943 г. в США на французском и английском языках (во Франции она вышла только после окончания войны). "Маленький принц" стал самым известным произведением Сент-Экзюпери, а фразы из него были разобраны на цитаты ("ты навсегда в ответе за всех, кого приручил", "зорко одно лишь сердце", "тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал"). Впоследствии ее перевели на более 300 языков и диалектов (по этому показателю она уступает только Библии; в СССР издана в 1959 г. в переводе Норы Галь). В 1999 г. "Маленький принц" занял четвертую строку в рейтинге "100 лучших книг XX века", составленном газетой "Монд" по опросам французов. С 1943 г. было реализовано более 200 млн экземпляров по всему миру, что поставило это произведение в ряд самых продаваемых.
Рисунки к книге выполнены самим автором и стали не менее известными, чем сказка. Они важны для повествования и без них ее никогда не публикуют. Изображение Маленького принца впервые появилось еще до написания произведения. Сент-Экзюпери нарисовал его в письме к своему другу Леону Верту еще в мае 1940 г. (ему же и посвящена сказка). По книге были сняты фильмы и мультфильмы, созданы балеты, спектакли и оперы.
В 1948 г. увидел свет сборник притч и афоризмов "Цитадель", работу над которым писатель начал еще в 1936 г., но не успел завершить.
Гибель
Обстоятельства смерти Антуана де Сент-Экзюпери долгое время были неизвестны. 31 июля 1944 г. он отправился в разведывательный полет и не вернулся. Останки самолета и летчика не были обнаружены, и долгое время он считался без вести пропавшим. Только в 1998 г. в море недалеко от французского Марселя был обнаружен браслет с именами Сент-Экзюпери и его жены, а также адресом издательства, в котором выходили книги автора. В мае 2000 г. на 70-метровой глубине были обнаружены обломки П-38 "Лайтнинг".
В марте 2008 г. ветеран люфтваффе Хорст Риппер заявил, что этот самолет был сбит им. Он сделал это признание, "чтобы облегчить душу и чтобы Экзюпери не считали дезертиром или самоубийцей". Однако, по сведениям исследователей, обломки самолета не имеют следов обстрела. В связи с этим основной версией его падения эксперты считают неисправность.
Личные сведения, признание
Его жена - сальвадорская писательница и художница Консуэло Сунсин-Сандовал-Сесенья (1901-1979) - после исчезновения писателя жила в Нью-Йорке, затем во Франции. Много времени посвящала увековечению памяти Сент-Экзюпери.
Во Франции Сент-Экзюпери является национальным героем. И у себя на родине, и в других странах он признан классиком литературы XX века. Его произведения экранизированы, включены в школьные программы и неизменно занимают одно из первых мест по читательскому спросу в книжных магазинах и библиотеках.
В честь Сент-Экзюпери назван аэропорт в Лионе, астероид, горная вершина в Патагонии, а также школы, улицы, библиотеки, конкурсы и др.
В 2006 г. в Музее авиации и космонавтики в парижском предместье Ле-Бурже была открыта посвященная ему экспозиция, где представлены фрагменты самолета пилота-писателя.
В 2009 г. во Франции был создан Фонд имени Антуана де Сент-Экзюпери, который занимается образовательными проектами для детей и подростков, живущих в неблагополучных условиях. В России (с 2001 г.) действует фонд "Мир Сент-Экзюпери", благодаря работе которого в Москве в 2008 г. была открыта Библиотека имени Антуана де Сент-Экзюпери.
Энциклопедия
Сент-Экзюпери, Антуан, де
{{filterList[filterType]}}