Все новости
Энциклопедия

Сидур, Вадим Абрамович

Родился 28 июня 1924 г. в Екатеринославе (Украинская ССР; впоследствии Днепропетровск, ныне Днепр, Украина). В детстве занимался рисованием, лепкой и выжиганием, посещал художественный кружок в городском Дворце пионеров.

Участие в Великой Отечественной войне
После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Вадим Сидур был эвакуирован в Сталинабад (Таджикская ССР; ныне Душанбе, Таджикистан). Работал токарем по металлу в электромеханическом цехе мясокомбината.
В августе 1942 г. был призван в Красную армию и зачислен в Первое Туркестанское пулеметное училище (Кушка, Туркменская ССР; ныне Серхетабад, Туркмения). В 1943 г. окончил его с присвоением звания гвардии младшего лейтенанта. Затем был направлен на Третий Украинский фронт, где командовал пулеметным взводом.
Весной 1944 г. в бою под Кривым Рогом (Украинская ССР, ныне Украина) Вадим Сидур получил тяжелое лицевое ранение. После длительного лечения был комиссован из армии. Впоследствии ему присвоили статус инвалида.
Образование
Осенью 1944 г. Вадим Сидур стал студентом Таджикского государственного медицинского института (ныне Таджикский государственный медицинский университет им. Абуали ибни Сино, Душанбе). После первого курса покинул этот вуз и переехал в Москву. Поступил на факультет монументальной скульптуры Московского центрального художественно-промышленного училища (МЦХПУ; ныне Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова). Учился под руководством педагогов Георгия Мотовилова и Саула Рабиновича. В 1953 г. окончил вуз.

Скульптурное творчество
Для раннего периода творчества Вадима Сидура (середина 1950-х гг.) была характерна реалистическая жанровая скульптура, основным материалом для которой выступала керамика ("Певица", "Аккордеонистка", "На бульваре", "Влюбленные" и др.) В 1954 г. он работал над скульптурами для Дворца культуры и науки в Варшаве (Польша). В том же году вместе с выпускниками МЦХПУ Владимиром Лемпортом (1922-2001) и Николаем Силисом (1928-2018) образовал неформальный творческий коллектив "ЛеСС", просуществовавший до 1961 г. В 1956 г. Лемпорт, Силис и Сидур работали над барельефами для главного корпуса Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и для здания бассейна в Лужниках. Тогда же им выделили мастерскую в подвале жилого дома на улице Чудовка (с 1958 г. - Комсомольский проспект). Вадим Сидур работал в ней на протяжении дальнейшей творческой деятельности (с 1968 г. Лемпорт и Силис использовали другую мастерскую).
В 1957 г. был принят в Союз художников СССР.
С 1960-х гг. Вадим Сидур вошел в число ведущих мастеров московского андерграунда. Доминирующими идеями его скульптурного творчества стали отражение и осмысление трагической сущности войн и противоестественности насилия. Художественный метод Сидура был в значительной степени связан с использованием лаконичной моделировки объемов, геометризацией форм в духе кубизма.
В первой половине 1960-х гг. образы войны и ее последствий были представлены автором в алюминиевых скульптурах "Пулеметчик" (1960), "Раненый" (1963) и "Отчаяние" (1963), бронзовых скульптурах "Инвалид с палкой" (1962) и "Автоматчик" (1964).
В 1962 г. Вадим Сидур выполнил цементную скульптуру "Памятник современному состоянию". Созданная в год Карибского кризиса, она изображала человека, попавшего в ловушку, созданную им самим.
В 1965 г. автор выполнил алюминиевые скульптуры "Памятник погибшим от насилия" и "Памятник погибшим от бомб", в 1966 г. - алюминиевую скульптуру "Треблинка" (была создана под впечатлением от прочтения очерка Василия Гроссмана "Треблинский ад"). Первая представляла собой стоящего на коленях человека с высоко поднятыми над головой связанными руками, вторая - падающую человеческую фигуру, пронзенную огромной бомбой; третья - четыре абстрактных тела, расположенных одно на другом крест-накрест.
Важное место в творчестве Сидура середины 1960-х гг. занимает не связанный с военной тематикой цикл скульптурных портретов "Головы современников". Среди заметных работ цикла: "Портрет Юнны Мориц" (1964, медь), "Голова современника" (1964, алюминий), "Голова ученого" (1965, алюминий), "Портрет академика Виталия Гинзбурга" (1967, медь).
В 1970 г. Вадим Сидур познакомился в Москве с западногерманским культурологом-славистом Карлом Аймермахером. Он был впечатлен творчеством Сидура и в будущем содействовал установке в городах ФРГ памятников по эскизам скульптора, а также проведению там персональных выставок.
В 1971 г. из канализационных труб и промышленных отходов Вадим Сидур создал композицию "Железные пророки". Она предвосхитила произведения 1970-х гг., объединенные наименованием "гроб-арт" (выполненные из труб, батарей и т. п. подобия человеческих фигур, уложенные в деревянные ящики). Эти работы отразили пессимизм автора относительно перспектив развития цивилизации.
В 1972 г. Вадим Сидур изготовил небольшую бронзовую скульптурную группу "Памятник оставшимся без погребения". В 1992 г. в московском районе Перово был установлен бронзовый памятник - увеличенная копия этой работы.
В 1972 г. Сидур создал алюминиевую скульптуру "Формула скорби", имевшую сходство со стоящим на коленях человеком, склонившим голову. В 1991 г. в гор. Пушкин (ныне в составе Пушкинского района Санкт-Петербурга) установлена ее увеличенная бронзовая копия - часть мемориала, посвященного местным евреям, убитым нацистами в 1941 г.
В 1974 г. в гор. Кассель (ФРГ) был открыт алюминиевый "Памятник погибшим от насилия" - увеличенная копия работы 1965 г.
В 1975-1977 гг. скульптор работал над циклом фигур "Женское начало" (бронзовые "Ребро Адама" и "Переплетение", алюминиевая "Ева со змием" и др.).
В 1976 г. в Москве перед зданием Научно-исследовательского института морфологии человека Академии медицинских наук СССР (ныне Научно-исследовательский институт морфологии человека им. академика А. П. Авцына Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Российский научный центр хирургии им. академика Б. В. Петровского") была установлена монументальная цементная скульптура "Структура №1" авторства Вадима Сидура. В 1980 г. рядом со зданием Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского Академии наук СССР (ныне относится к структуре Российской академии наук) размещена его бетонная композиция "Структура №2".
В 1979 г. в Берлине была установлена увеличенная бронзовая копия "Треблинки", в 1981 г. в гор. Констанц (ФРГ) - увеличенная чугунная копия "Памятника современному состоянию", в 1993 г. в Вюрцбурге (ФРГ) - увеличенная алюминиевая копия "Памятника погибшим от бомб".
Отдельным видом работ Вадима Сидура было изготовление надгробных памятников. Скульптор выполнял их из мрамора и гранита по частным заказам. Такие памятники установлены на могилах поэта Николая Заболоцкого (выполнен вместе с Николаем Силисом и Владимиром Лемпортом; 1959, столичное Новодевичье кладбище), писателя Ильи Зверева (1967, Переделкинское кладбище), экономиста Евгения Варги (1968, Новодевичье кладбище), лауреата Нобелевской премии по физике Игоря Тамма (1973, Новодевичье кладбище), физикохимика Александра Фрумкина (1976, Новодевичье кладбище) и др.
Живопись, графика, книжная иллюстрация
С 1958 г. Вадим Сидур выполнял живописные и графические работы. Писал пейзажи, портреты и др., выполнял жанровые зарисовки. Использовал акварель, темперу, тушь, фломастеры. В своих работах художник, как правило, добивался выразительности минималистичными средствами: упрощением силуэтов и композиций, перетеканием форм, отсутствием детализации. Среди его графических циклов специалисты выделяют "Мутации-I" и "Мутации-II" (оба - 1969), "Олимпийские игры" (1972, создан под впечатлением от убийства израильских спортсменов членами палестинской террористической организации "Черный сентябрь" в ходе Игр в Мюнхене), "Идеологические битвы" (первая половина 1970-х гг.). Наряду с трагическими темами боли и смерти, в графике Сидур постоянно обращался к темам телесной красоты, любви и женского начала, дарующего жизнь (1967 - "Семья", 1973 - "Обнаженная в цветах", 1978 - "Любовь", 1985 - "Влюбленные", середина 1980-х гг. - цикл "Девушки").
С 1964 по 1972 г. Вадим Сидур работал в качестве художника-иллюстратора. Среди книг с его рисунками: "Все дни, включая воскресенье" (1964) и "Второе апреля" (1965) Ильи Зверева, "Повороты света" (1965) и "Непонятливая Лика" (1966) Константина Ваншенкина, "Любавины" Василия Шукшина (1965), "Снежное дерево" Милана Ферко (1967), "Рукопожатия" Дюлы Ийеша (1969), "Кинематограф" Юрия Левитанского (1970), "Часы над переулком" Юрия Ряшенцева (1972).
С 1970 г. Вадим Сидур работал в технике линогравюры (представляет собой резьбу по линолеуму или листовое изоиздание - оттиск с изображения, гравированного на линолеуме). Известность получил цикл его линогравюр "101" (1971).
Фильм и книга "Памятник современному состоянию", сборник стихов
В 1973-1974 гг. Вадим Сидур работал над экспериментальной художественно-документальной кинолентой "Памятник современному состоянию". Этот черно-белый немой фильм был снят на любительскую камеру оператором Олегом Киселевым. Он повествует о жизни и творческом предназначении героя-творца исключительно с помощью визуальных средств. Действие, разворачивающееся в трех пространствах - в подвальной мастерской, на даче и на кладбище - отражает размышления о жизни и смерти на фоне советского исторического контекста. Первый показ фильма состоялся в 1989 г. в ходе работы Профессионального клуба кинематографистов при Московском международном кинофестивале.
В 1992 г. в литературном журнале "Знамя" в сокращении было напечатано произведение Вадима Сидура "Памятник современному состоянию". Это сочинение, жанр которого автор определил как "миф", создавалось с 1974 г. на протяжении ряда лет, и представляло собой сборник воспоминаний, наблюдений и литературных зарисовок. Полный вариант "Памятника современному состоянию" был издан отдельной книгой в 2002 г.
В 1990 г. вышел поэтический сборник Вадима Сидура "Самая счастливая осень". Он включал стихотворения, написанные в 1983-1986 гг.
Кончина
Вадим Сидур скончался 26 июня 1986 г. в Москве на 62-м году жизни. Похоронен на Переделкинском кладбище (Новомосковский административный округ Москвы).

Награды
Вадим Сидур был награжден орденом Отечественной войны I и II степеней (1985, 1947).

Признание, память
В сентябре 1987 г., через год после смерти Вадима Сидура, в выставочном зале Перовского района Москвы состоялась первая общедоступная выставка его работ. В 1989 г. экспозиция получила официальный музейный статус. Ныне Музей Вадима Сидура входит в состав Московского музея современного искусства. Его собрание включает свыше 1 000 скульптур и графических произведений, а также архивные материалы и фотографии. Работы Вадима Сидура также находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Дальневосточном художественном музее (Хабаровск) и др.
Его жизни и творчеству посвящены книги "Драма человека в творчестве Вадима Сидура" (2014, автор Наталья Нольде-Лурье), "Вадим Сидур. 1924-1986. Скульптура. Графика" (2021, Юрий Маркин) и др., а также документальные фильмы "Автопортрет в гробу, в кандалах и с саксофоном" (1990, режиссер Сергей Стародубцев), "Реквием. Вадим Сидур" (1995, Игорь Калядин), "Взывающий. Вадим Сидур" (2009, Галина Самойлова), "Самая счастливая осень. Вадим и Юлия Сидур" (2018, Владимир Мелетин).

{{filterList[filterType]}}