Все новости
Энциклопедия

Скрябин, Александр Николаевич

Скрябин, Александр Николаевич
© Репродукция Фотохроники ТАСС

Родился 6 января 1872 г. в Москве. Его отец, студент-юрист Николай Александрович Скрябин (1849-1914), впоследствии стал дипломатом, действительным статским советником. Мать - пианистка Любовь Петровна Щетинина (1848-1873).

В детстве Александра Скрябина воспитывали родственники по отцовской линии, музыке начал учиться у сестры отца - пианистки-любительницы Любови Скрябиной (1852-1941).
В 1882 г. Александр Скрябин был принят во 2-й Московский кадетский корпус, который окончил в 1889 г.
В 1883-1884 гг. брал уроки игры на фортепиано у педагога Георгия Конюса, в середине 1880-х гг. - у педагога Николая Зверева. В 1885-1887 гг. изучал теорию музыки под руководством композитора Сергея Танеева (по оценкам специалистов, именно он заложил основы композиторской техники Скрябина).
В начале 1888 г., еще до окончания кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию (ныне Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского). В ноябре того же года в Большом зале Благородного собрания в Москве состоялось его первое публичное выступление.
В 1892 г. Александр Скрябин с малой золотой медалью окончил консерваторию по фортепианному классу педагога Василия Сафонова.

Жизненный и творческий путь
В конце 1880-х - начале 1890-х гг. в творчестве Александра Скрябина преобладали романтические фортепианные произведения, он создавал прелюдии, ноктюрны, этюды, экспромты. В них был отражен широкий круг настроений автора - от мечтательности до патетики. Композитор проводил концерты в различных городах России, в ходе которых исполнял свои сочинения. В 1895-1896 гг. при содействии мецената и музыкального издателя Митрофана Беляева (1836-1904) состоялся ряд его выступлений в европейских странах.
В 1897 г. Александр Скрябин написал Концерт для фортепиано с оркестром.
В 1898-1903 гг. - профессор Московской консерватории по классу фортепиано. Среди крупных произведений этих лет выделяются 3-я соната (1898), 1-я (1900) и 2-я симфонии (1901), среди миниатюр - прелюдия "Мечты" для оркестра (1898).
В начале 1900-х гг., увлекшись идеями философа Владимира Соловьева (1853-1900) и символистской поэзией, Скрябин выработал собственную творческую концепцию духа "творящего" и "играющего". Она была положена в основу программной 3-й симфонии ("Божественная поэма", 1904).
В 1904-1909 гг. проживал в Швейцарии, а также во Франции и Италии. В эти годы совмещал активную творческую деятельность с концертными выступлениями в Европе и Америке. В 1905-1907 гг. работал над оркестровым сочинением "Поэма экстаза" (впервые исполнено в Нью-Йорке в 1908 г. коллективом под управлением дирижера Модеста Альтшулера). Программа этого произведения представляла собой развернутый поэтический текст, который Скрябин издал отдельной брошюрой, но не включил в партитуру. Идеи утонченного, обостренно-чувственного мировосприятия, заложенные в "Поэме экстаза", были развиты автором в 5-й фортепианной сонате (1907).
С 1908 по 1911 г. Александр Скрябин сотрудничал с музыкантом и дирижером Сергеем Кусевицким (1874-1951), стремившимся к популяризации творчества молодых русских композиторов. В 1909 г. Кусевицкий основал фирму "Российское музыкальное издательство" (РМИ), выпускавшую нотные публикации их сочинений. Скрябин входил в экспертный совет РМИ, участвовал в организованных им концертах.
С начала 1910 г. Александр Скрябин проживал в Москве. Его последним завершенным оркестровым произведением стала музыкальная поэма "Прометей" ("Поэма огня", лето 1910 г.). Композитор переосмыслил античный миф о Прометее в символистском ключе, трактуя образ героя как персонификацию творческого начала, преобразившего и одухотворившего вселенский хаос. Звуковой основой поэмы является так называемый прометеев аккорд, возникающий с первого такта. Особенностью партитуры стало включение в нее световой строки (luce), предназначавшейся для световой клавиатуры. Зафиксированные в ней эффекты меняющихся красок основывались на предложенной Скрябиным шкале звуко-цветовых соответствий. Впервые со световой партией "Прометей" был исполнен в 1915 г. в Нью-Йорке оркестром под управлением Модеста Альтшулера и представлял собой ранний опыт светомузыки.
Среди фортепианных сочинений, написанных композитором в последние годы жизни, основное место занимают 6-10-я сонаты (1911-1913). Они представляли собой эскизное воплощение "Мистерии" - масштабного утопического художественного действа с объединением разных видов искусства, к замыслу которого Скрябин пришел в начале 1900-х гг.
По оценкам специалистов, на всех этапах творчества Александр Скрябин сочетал в своем музыкальном стиле импровизационную свободу высказывания с выверенной ясностью композиции. Его деятельность оказала значительное влияние на развитие фортепианной и симфонической музыки XX в.
К числу наиболее заметных интерпретаторов фортепианной музыки Скрябина относят Генриха Нейгауза (1888-1964), Самуила Фейнберга (1890-1962) и Владимира Софроницкого (1901-1961).

Кончина
Александр Скрябин скончался 27 апреля (14 апреля по старому стилю) 1915 г. в Москве на 44-м году жизни. Похоронен на московском Новодевичьем кладбище.
Семья
С 1897 г. Александр Скрябин был женат на пианистке Вере Исакович (1875-1920). Дети - Римма (1898-1905), Елена (1900-1990), Мария (1901-1989), Лев (1902-1910). Оставив семью, с 1904 г. проживал в фактическом браке с Татьяной Шлёцер (1883-1922). Дети - Ариадна (1905-1944), Юлиан (1908-1919) и Марина (1911-1998).

{{filterList[filterType]}}