Происхождение
Франсуа Трюффо родился 6 февраля 1932 г. в Париже. Он был внебрачным ребенком. Вскоре его мать - секретарь в газете "Иллюстрасьон" - вышла замуж за сотрудника архитектурного бюро Ролана Трюффо, который усыновил Франсуа и дал свою фамилию. Благодаря бабушке, которая воспитывала Трюффо до 10 лет, он полюбил музыку и литературу. После просмотра в кинотеатре драматического фильма французского режиссера Абеля Ганса "Потерянный рай" (1940) у Трюффо, по его словам, появился интерес к кинематографу. Он стал часто прогуливать школу ради походов в кино, а в 14 лет вовсе бросил обучение и стал подрабатывать.
В 1947 г. Трюффо организовал клуб кинолюбителей и познакомился с известным французским кинокритиком Андре Базеном, который стал его покровителем. В 1950 г. Трюффо был призван на военную службу, но дезертировал. Базену удалось уладить инцидент, и Трюффо оказался демобилизованным "из-за неустойчивости характера". В 1953 г. в журнале Базена Cahiers du Cinema Трюффо опубликовал первую критическую статью, для этого издания писал также Жан-Люк Годар.
Кино
В качестве режиссера Трюффо дебютировал в 1954 г. с короткометражкой "Визит", в 1957 г. вышла короткометражная лента "Сорванцы." В перерыве между съемками он работал помощником у итальянского режиссера Роберто Росселлини.
В 1957 г. Трюффо женился на Мадлен Моргенштерн, дочери крупного кинопрокатчика, и с помощью тестя основал собственную студию "Фильмы кареты" (Les Films du Carrosse). В 1958 г. вместе с Годаром Трюффо написал сценарий и работал над короткометражным фильмом "История воды".
Первый полнометражный фильм Трюффо снял в 1959 г. Им стала криминальная драма, во многом автобиографическая, "Четыреста ударов", рассказывающая о подростке-бунтаре, живущем с матерью и отчимом, которые не интересуются его жизнью. Название фильма является идиомой и в русском языке соответствует выражению "огонь, вода и медные трубы". Основными мотивами фильма являются предательство, дружба, чувство одиночества и потерянности. Картина, сценарий которой написал сам Трюффо (как и всех остальных фильмов), имела огромный успех в мире и привлекла внимание к "новой волне" французского кинематографа (направление в кино конца 1950-х и 1960-х гг., характеризующееся отказом от традиционных условностей кинопроизводства в пользу экспериментов). Благодаря этой работе в том же году Трюффо получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. В 1960 г. картина была номинирована на "Оскар" за лучший оригинальный сценарий. Она открыла цикл из пяти фильмов, объединенных одним героем - Антуаном Дуанелем, который в значительной степени является альтер эго Трюффо и разделяет многие из его переживаний молодости. Цикл продолжился в короткометражке "Антуан и Колетт", в которой герою 17 лет и он впервые влюблен (одна из новелл сборника фильмов разных режиссеров "Любовь в 20 лет", вышедшего снятого в 1962 г.). В комедии "Украденные поцелуи" (1968; номинация на "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке) Антуан вновь влюблен, но уже в Кристин, которой предлагает выйти за него, в комедийной драме "Семейный очаг" (1970) герои женятся. Мелодрамой "Сбежавшая любовь" (1979) Трюффо завершил историю Антуана и Кристин - они развелись, и Антуан нашел новую любовь.
Вместе с Жан-Люком Годаром Трюффо написал сценарий для драмы Годара "На последнем дыхании" о молодом преступнике Мишеле Пуаккаре, копирующем повадки экранных героев Хамфри Богарта. Сценарий фильма основан на газетной статье о настоящем преступнике Мишеле Портейле, которую Трюффо случайно прочитал. Картина вышла в 1960 г. и стала одним из символов "новой волны".
Как многие режиссеры "новой волны", Трюффо часто экспериментировал с популярными жанрами. Так, в 1960 г. он использовал приемы гангстерского кино в черно-белом фильме "Стреляйте в пианиста", рассказывающем о музыканте Эдуаре, которого брат впутал в бандитские разборки. Главную роль в нем исполнил уже популярный тогда Шарль Азнавур. В 1966 г. Трюффо снял антиутопию "451 градус по Фаренгейту" по одноименному роману Рэя Брэдберири об обществе, в котором чтение книг запрещено законом (первая цветная картина режиссера и единственная на английском языке; номинация на "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля). В 1969 г. на экраны вышла его криминальная драма "Сирена с "Миссисипи" о владельце табачной плантации на острове Реюньон, обручившемся через переписку с незнакомой женщиной. На главные роли Трюффо впервые смог пригласить звездных актеров, ими стали Жан-Поль Бельмондо и Катрин Денёв. Фильм имел большой успех у зрителей. В том же году Трюффо дебютировал как актер - он снялся в своей драме "Дикий ребенок", где сыграл доктора Жана Итара. Картина была хорошо принята критиками и зрителями, однако актерская работа Трюффо не вызвала отклика.
Публика обратила внимание на Трюффо не только как на режиссера, но и как на актера в трагикомедии "Американская ночь" (названа в честь приема, позволяющего снимать ночные сцены днем с помощью фильтров). В нем иронично рассказано о том, как проходит съемочный процесс и как режиссер, которого и сыграл Трюффо, мастерски решает все трудности и утрясает конфликты между актерами. Фильм стал триумфом - в 1974 г. он получил премию "Оскар" как лучший фильм на иностранном языке, в 1975 г. был удостоен британской премии БАФТА в категориях "Лучшая режиссура" и "Лучший фильм", а также номинаций на "Оскар" за лучшую режиссуру и лучший сценарий. Американский режиссер Стивен Спилберг так охарактеризовал его: "Самый близкий мне фильм из всех, снятых Трюффо. "Американская ночь" лучше всего дает понять, кем он был. А он был воплощением кинематографа". В 1977 г. Трюффо сыграл французского ученого в научно-фантастической драме Спилберга "Близкие контакты третьей степени", в центре сюжета которой встреча людей с инопланетной цивилизацией. Фильм оказал большое влияние на культуру научно-фантастического кино и стал кассовым. Однако Трюффо в письме другу сообщил: "Сразу стало ясно, что я согласился принять участие в грандиозном мультфильме-комиксе, а посему быстро спрятал в чемодан томик Станиславского, который прихватил с собой на всякий случай".
Еще одна картина Трюффо, ставшая очень популярной, - историческая мелодрама "Последнее метро" (1980). Почти все действие фильма сосредоточено в пределах одного из театров и происходит во время нацистской оккупации Парижа. Именно на последнем поезде метро актеры и зрители уезжали домой, а опоздание на него значило нарушение комендантского часа. В ней снялись Жерар Депардье и Катрин Денёв. Лента завоевала десять французских премий "Сезар", в том числе за лучший фильм, режиссуру и сценарий. В драме "Соседка" (1981) Трюффо рассказал о вновь вспыхнувшей страсти, которая довела любовников до двойного самоубийства. Главные роли в фильме, который также удостоился любви публики и похвал кинокритиков, исполнили Жерар Депардье и Фанни Ардан.
Франсуа Трюффо считается одним из самых популярных и успешных режиссеров французского кино за всю его историю. По мнению критиков, Трюффо доверял экрану только то, что пережил или хотел бы пережить сам. Сам Трюффо говорил: "Я делаю фильмы, которые хотел бы посмотреть сам, когда был молодым. Для меня кино - искусство прозаическое. Абсолютно. Надо снимать прекрасное, но как бы ненароком, просто так. Я люблю кинематограф за его прозаизм, за то, что это искусство намека, оно неоткровенно и таит от нас не меньше, чем показывает".
За более чем четвертьвековую карьеру Трюффо снял 25 фильмов. Его последней работой в кино стал комедийный триллер "Веселенькое воскресенье", вышедший на экраны в 1983 г. В 1984 г. он был номинирован на БАФТА в категории "Лучший фильм на иностранном языке" и на премию "Сезар" за лучшую режиссуру. Лента рассказывает историю агента по недвижимости, которого подозревают в убийстве жены и ее любовника (супругов сыграли Жан-Луи Трентиньян и Фанни Ардан).
21 октября 1984 г. на 53-м году жизни Франсуа Трюффо скончался от рака в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на кладбище Монмартр на севере Парижа. Мартин Скорсезе, вспоминая режиссера, говорил: "Страсть Трюффо к кино, желание, которое пробуждалось в нем, оживляло каждый фильм, который он снимал, каждую сцену, каждый кадр".
Личные сведения
Франсуа Трюффо был женат на Мадлен Моргенштерн (1957-1965). В 1959 и 1961 гг. родились дочери Лаура и Ева. В 1981-1984 г. его спутницей была Фанни Ардан, в 1983 г. на свет появилась их дочь Жозефина.
Энциклопедия
Трюффо, Франсуа
{{filterList[filterType]}}