Происхождение, начало творческой карьеры
Райнер Вернер Фасбиндер родился 31 мая 1945 г. в баварском городке Бад-Вёрисхофен (Германия). Его отец был врачом, мать - переводчицей. После развода родителей в 1951 г. остался с матерью. По воспоминаниям режиссера, кино было его главным увлечением с раннего детства, он ходил в кинотеатр почти ежедневно и иногда смотрел по несколько картин в день.
В подростковом возрасте он признался семье в своей нетрадиционной ориентации. В 16 лет оставил школу, не получив аттестата, и переехал к отцу в Кёльн. В этот период Фасбиндер занимался самообразованием, в частности читал классическую философскую литературу, книги по истории и психологии. В 1964 г. он начал учиться актерскому мастерству в одной из студий в Мюнхене, одновременно сочинял сценарии, пьесы, стихи и рассказы, снимал короткометражные фильмы. В 1967 г., после неудачной попытки поступить в недавно созданную в Западном Берлине Немецкую кино- и телеакадемию, присоединился к труппе авангардного мюнхенского театра Action Theater. После его закрытия в 1968 г. основал "Антитеатр", в котором стал режиссером и идейным лидером. Многие из актеров обеих трупп впоследствии снимались в его фильмах, главной же музой режиссера была Ханна Шигулла, с которой он познакомился еще в мюнхенской студии.
Творчество
По оценке киноведов, Фасбиндер был одним из ведущих режиссеров "молодого немецкого кино". Для этого направления, зародившегося в начале 1960-х гг., были характерны отсутствие идеологических барьеров, критический взгляд на поколение, ответственное за последствия Второй мировой войны, отрицание карьеризма и неприятие буржуазного общества. Его первые полноформатные художественные фильмы вышли на экран в 1969 г. Это были криминальная драма "Любовь холоднее смерти" и драма "Катцельмахер" (так в Баварии назвали трудовых мигрантов из южных стран) об отношениях между немкой и рабочем из Греции, которые подвергаются травле обывателями. Ленты сразу же принесли ему всемирную известность.
Всего за 14 лет работы Фасбиндер создал 42 картины, не считая короткометражек, этот рекорд пока не удалось побить никому. Он снимал в основном по собственным сценариям, часто выступал в качестве актера, монтажера, художника, продюсера и оператора. Тематика его лент связана с такими вопросами, как послевоенная судьба Германии, зарождение неофашизма и терроризм (его неоднократно обвиняли в сочувствии боевиками из "Фракции Красной Армии"), одиночество человека и сложности взаимопонимания, а также проблема насилия, которое, по его словам, присутствует во всех отношениях - "семейных, любовных и дружеских".
Его герой - "маленький человек", вызывающий сострадание, часто с травмированной психикой и склонный к саморазрушению. Во многих фильмах центральной фигурой является женщина.
Он снимал в разных жанрах - детективы, криминальные драмы, мелодрамы и др. В числе самых известных его работ мелодрама "Страх съедает душу" о любви пожилой немки к молодому марокканцу (призы ФИПРЕССИ и экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1974 г.), "В год тринадцати лун" о мужчине, сменившем пол ради любви (1978), "Замужество Марии Браун" о женщине, готовой на все, чтобы обрести семейное счастье, "Тоска Вероники Фосс" о трагической судьбе бывшей известной актрисы (главный приз Берлинского кинофестиваля 1982 г.).
Фасбиндер ставил и телефильмы. Один из его самых удачных проектов - 14-серийная лента "Берлин. Александерплатц" (1980; экранизация одноименного романа Альфреда Дёблина), действие которого происходит в 1927-1928 гг.
Параллельно со съемками Фасбиндер много работал в театре, а в 1974 г. даже был художественным руководителем театра во Франкфурте-на-Майне Theater am Turm. Он написал 14 пьес и поставил 25 спектаклей на разных сценах. Кроме того, он - автор четырех радиопостановок.
Темп жизни Фасбиндера, а также наркотическая зависимость стали причиной его ранней кончины. Он умер 10 июня 1982 г. в Мюнхене в возрасте 37 лет.
Признание
По мнению критиков, Фасбиндер остается одним из самых значимых европейских кинематографистов ХХ века, его работы не теряют актуальности.
В 1986 г. мать режиссера создала фонд его имени, обладающий правами на его творческое наследие (с 1992 г. штаб-квартира находится в Берлине). В 2019 г. во Франкфурте-на-Майне при Немецком институте кино открылся Центр Фасбиндера, где кинематографисты могут изучать его работы, также здесь размещена широкая музейная экспозиция.
В 2010 г. на Бульваре звезд в Берлине была открыта его звезда.
Личные сведения
Райнер Вернер Фасбиндер был дважды женат. В 1970-1972 гг. на певице и актрисе Ингрид Кавен, а с 1979 г. - на Юлиане Лоренц (монтажер).
Энциклопедия
Фасбиндер, Райнер Вернер
{{filterList[filterType]}}