Происхождение, начало карьеры
Дэвид Финчер (полное имя - Дэвид Эндрю Лео Финчер; David Andrew Leo Fincher) родился 28 августа 1962 г. в Денвере (штат Колорадо, США) в семье журналиста. Спустя два года семья переехала в г. Сан-Ансельмо (штат Калифорния), где одним из их соседей был начинающий режиссер Джордж Лукас. В возрасте восьми лет Финчер проявил интерес к кинематографу, начав снимать короткие фильмы на любительскую 8-миллиметровую камеру.
В подростковом возрасте Финчер переехал в штат Орегон. Подрабатывал в одном из местных театров, где помогал ставить спектакли, проектировал декорации и освещение, был киномехаником, а позже перешел на должность ассистента режиссера на телевизионную станцию.
Карьеру в кинематографе Финчер начал в 18 лет, работая на студии режиссера Джона Корти в качестве ассистента, занимался созданием визуальных спецэффектов и анимацией. Затем перешел в компанию по созданию спецэффектов Industrial Light & Magic (ILM) уже всемирно известного режиссера Джорджа Лукаса, где участвовал в создании картин "Звездные войны: Возвращение джедая" (1983) и "Индиана Джонс и храм судьбы" (1984). В 1984 г. он покинул ILM, получив заказ на производство рекламы от американского онкологического общества (в ролике был изображен плод, курящий сигарету в утробе матери). Эта работа привлекла внимание продюсеров Лос-Анджелеса. После этого Финчер выступил режиссером документального фильма "Удар живого барабана" (1985) об австралийском рок-музыканте Рике Спрингфилде, очень известном в 1980-х гг.
В 1986 г. Финчер стал соучредителем продюсерской компании Propaganda Films (упразднена в 2002 г.) и начал снимать рекламные ролики и музыкальные клипы. Он работал с такими компаниями как Levi’s, Nike, Pepsi, Coca-Cola и Chanel, а также сотрудничал с исполнителями Риком Спрингфилдом, Мартой Дэвис, Полой Абдул, Джорджем Майклом, Мадонной, Майклом Джексоном, Билли Айдолом, группами The Outfield и Aerosmith.
Кинорежиссер
Дебютной режиссерской работой Финчера стал научно-фантастический хоррор "Чужой 3" (1992) - часть франшизы "Чужой" с Сигурни Уивер в главной роли. Во время съемок у него возникли разногласия со студией по вопросам сценария и бюджета, что сказалось на результате и вызвало прохладную реакцию кинокритиков и зрителей. После этого Финчер ненадолго вернулся к производству рекламных роликов и музыкальных клипов. Успехом обернулась его работа над клипом Love Is Strong группы The Rolling Stones, за который в 1995 г. режиссер был удостоен престижной музыкальной премии "Грэмми".
В 1995 г. Финчер представил психологический триллер "Семь", рассказывающий о двух детективах (исполнители - Брэд Питт и Морган Фримен), расследующих дело о серийном маньяке (Кевин Спейси), чья цепочка убийств была связана с семью смертными грехами. Картина получила положительные отзывы и собрала в прокате $327 млн при бюджете $37 млн. В 1997 г. режиссер снял психологический триллер "Игра", однако он вызвал неоднозначную реакцию кинокритиков.
В 1999 г. вышла криминальная драма "Бойцовский клуб", экранизация одноименного романа Чака Паланика. Фильм рассказывает о том, как сотрудник страховой компании (Эдвард Нортон), страдающий бессонницей, знакомится с торговцем Тайлером Дёрденом (Брэд Питт) и вместе с ним основывает подпольный бойцовский клуб. Вначале кинокритики сочли ленту слишком жестокой, но в последующие годы "Бойцовский клуб" обрел культовый статус.
В 2002 г. он снял триллер "Комната страха" - историю о матери-одиночке и ее дочери, которые прячутся от воров в неприступном помещении дома. Картина получила высокую оценку критиков и зрителей и собрала в прокате $194 млн при бюджете $48 млн. Через пять лет Финчер выпускает детективный фильм "Зодиак" (2007), основанный на книгах Роберта Грэйсмита о поисках Зодиака - реально существовавшего серийного убийцы, терроризировавшего Калифорнию с конца 1960-х до начала 1970-х гг. "Зодиак" был отобран для участия в конкурсе Каннского кинофестиваля, но в национальном прокате большого успеха не имел. Следующим проектом Финчера стала "Загадочная история Бенджамина Баттона" (2008), адаптация одноименного рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда про человека, который родился стариком и начал молодеть. Фильм был тепло встречен кинокритиками и зрителями и собрал в прокате $334 млн при бюджете $150 млн, а также принес режиссеру первую номинацию на престижную кинопремию "Оскар".
В 2010 г. вышла биографическая драма Финчера "Социальная сеть" об основателе Facebook Марке Цукерберге и истории его судебных разбирательствах. Фильм получил единодушное одобрение критиков, а сборы составили $225 млн при бюджете $40 млн. Финчер был удостоен премий "Золотой глобус" и БАФТА, а также был снова номинирован на "Оскар". В 2011 г. режиссер представил психологический триллер "Девушка с татуировкой дракона" о расследовании исчезновения женщины из богатой семьи, которая пропала сорок лет назад. В 2014 г. вышел на экраны детективный триллер "Исчезнувшая", ставший самым кассовым фильмом Финчера (сборы $370 млн при бюджете $61 млн), в 2020 г. - биографическая драма "Манк" об американском сценаристе Германе Манкевиче, за которую был номинирован на "Оскар").
Финчер также зарекомендовал себя несколькими работами на телевидении. В 2013 г. он выступил в качестве исполнительного продюсера телесериала "Карточный домик" (2013-2018), политического триллера о конгрессмене, который инициирует тщательно продуманный план по достижению власти. Также Финчер выступил режиссером первых двух эпизодов сериала, за что был удостоен прайм-тайм премии "Эмми". Он также выступил режиссером нескольких эпизодов для драматического сериала "Охотник за разумом" (2017-2019) и одного для анимационного сериала "Любовь. Смерть. Роботы" (2019 - н. в.), который принес ему "Эмми". Помимо этого он не оставил работу над видеоклипами, а за один из них - Suit & Tie американского певца Джастина Тимберлейка и рэпера Jay Z - был удостоен еще одной "Грэмми".
На счету Дэвида Финчера более 20 различных работ в кино и на телевидении, а также более 50 музыкальных клипов. Сейчас режиссер работает над триллером "Убийца", который должен выйти в 2022 г.
Режиссерский почерк
По собственному признанию Финчера, особое влияние на его творчество оказали Альфред Хичкок, Мартин Скорсезе, Джордж Рой Хилл и Алан Пакула. Кинокритики отмечают, что для режиссера характерно создание динамичного сюжета со множеством неоднозначных ходов и неочевидной развязкой в сочетании с кинематографией в стилистике неонуара. Проблематика его картин часто выводит на вопросы хрупкости семейных отношений и пороках общества потребления. Персонажи его фильмов - обычно вытесненные на обочину социума люди, которые испытывают потребность вырваться из рутинного существования в современном мире и выбирают для осуществления этой потребности извращенные формы. По мнению ряда кинокритиков Финчер пытается внести философские элементы в заурядный жанр триллера.
Личные сведения
В 1990-1995 гг. Дэвид Финчер был женат на модели и фотографе Донье Фиорентино, в этом браке родилась дочь. С 1996 г. состоит в браке с кинопродюсером Сиан Чаффин.
Энциклопедия
Финчер, Дэвид
{{filterList[filterType]}}