Родился 6 июня 1903 г. (24 мая 1903 г. по ст. ст.) в селе Коджоры близ Тифлиса (Тифлисская губерния Российской империи; ныне поселок городского типа Коджори в составе муниципалитета Тбилиси, Грузия). Происходил из армянской семьи. Отец - Илья (Егия) Восканович Хачатурян - работал переплетчиком, мать - Кумаш Саркисовна Хачатурян.
Образование, начало творческой деятельности
Детство и юношеские годы Арам Хачатурян провел в Тифлисе. В 1911-1913 гг. он учился в частном пансионе, в 1913-1921 гг. - в коммерческой школе. Увлекался музыкой, играл в школьной капелле на фортепиано, горне и тубе, был участником духового оркестра.
В 1921 г. переехал в Москву, где жил его старший брат Сурен Хачатурян (1889-1934), режиссер Первой студии МХТ, затем - заведующий постановочной частью МХАТ (второго).
В 1922 г. Арам Хачатурян поступил на биологическое отделение физико-математического факультета Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, МГУ).
Одновременно был принят в Третий показательный государственный музыкальный техникум (ныне Музыкальное училище им. Гнесиных). Обучался игре на виолончели и фортепиано. В 1925 г. перешел в класс композиции Михаила Гнесина. В том же году оставил учебу в Московском университете, сконцентрировавшись на музыке. Среди его первых сочинений - Элегия для виолончели и фортепиано (1925), Танец для скрипки и фортепиано (1926), Пьеса для виолончели и фортепиано (1926) и др.
Параллельно с учебой в 1926-1928 гг. Арам Хачатурян работал в московском Доме культуры Армении. Заведовал музыкальной частью 2-й армянской драматической студии под руководством театрального режиссера, педагога Рубена Симонова.
После окончания училища в 1929 г. поступил в Московскую консерваторию, где продолжил изучение композиции в классе Михаила Гнесина, а со второго курса - у композитора Николая Мясковского. Окончил консерваторию с отличием в 1934 г. Затем до 1936 г. учился в аспирантуре под руководством Николая Мясковского.
В годы учебы сформировался оригинальный стиль Арама Хачатуряна. Им были написаны более 50 симфонических, камерных и других произведений, в которых сочетались народные мотивы и традиции классических европейской и русской школ. В числе самых известных - Песня-поэма (в честь ашугов) для скрипки с фортепиано (1929), Сюита для альта и фортепиано (1929), Токката для фортепиано (1932) и Трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932).
Деятельность в 1930-1940-е годы
Музыкальные произведения, созданные композитором в 1930-1940-х гг., принесли Араму Хачатуряну всесоюзную известность. Его дипломной работой стала Первая симфония (1934). Им были также написаны Концерт с оркестром для фортепиано (1936), Симфоническая поэма (1938), Скрипичный концерт (1940), музыка к спектаклю по пьесе Лопе де Вега "Валенсианская вдова" (1940), к кинофильму "Пэпо" (1934) и др. В 1941 г. Арам Хачатурян написал музыку к одноактному спектаклю "Маскарад" по драме Михаила Лермонтова (премьера 21 июня 1941 г., Театр им. Евгения Вахтангова), спустя два года переработал ее в оркестровую сюиту. Вальс, созданный композитором для постановки, до сих пор остается одним из самых популярных его сочинений.
В 1938-1939 гг. Арам Хачатурян участвовал в подготовке первой декады армянского искусства в Москве. В последующие годы также принимал участие в организации подобных мероприятий.
В 1938 г. избирался депутатом Верховного Совета Армянской ССР 2-го созыва.
С 1939 г. входил в состав руководства Союза советских композиторов СССР (ССК; впоследствии - Союз композиторов СССР). Был заместителем председателя оргкомитета ССК в 1939-1948 гг.
Великая Отечественная война и послевоенные годы, балет "Гаянэ"
В годы Великой Отечественной войны работал на Всесоюзном радио, писал военно-патриотические песни, марши. Принимал участие в концертах в воинских частях, госпиталях, участвовал в создании радиопередач для фронта.
В 1942 г., находясь в эвакуации в г. Молотов (ныне Пермь), композитор написал балет "Гаянэ" (автор либретто - Константин Державин). Основой для него частично послужила партитура балета "Счастье", созданного Хачатуряном в 1939 г., но впоследствии переписанного автором.
Премьера "Гаянэ" состоялась в декабре 1942 г. в Молотове, куда был эвакуирован Ленинградский театр оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Государственный академический Мариинский театр). Спектакль прошел с успехом, особую известность получил "Танец с саблями". Это музыкальное произведение было написано Хачатуряном по просьбе балетмейстера-постановщика Нины Анисимовой для финала балета. "Танец с саблями", сочетающий армянскую народную музыку с джазовыми элементами, впоследствии приобрел мировую известность и оказал влияние на историю популярной музыки XX века.
В 1943 г. композитор закончил Вторую симфонию (Симфония с колоколом; вторая редакция - 1944), в 1947 г. - Симфоническую поэму (Третья симфония). В 1944 г. стал автором музыки гимна Армянской ССР (1944-1991; слова Арменака Саркисяна). Им были написаны также музыка к драматическим спектаклям "Кремлевские куранты" (1942), "Глубокая разведка" (1943), "Последний день" (1945), кинофильму "Человек №217", песни и марш для духового оркестра "Героям Отечественной войны" (1942), Сюита для двух фортепиано (1945), Концерт для виолончели (1946) и др.
Обвинения в формализме
В январе 1948 г. на совещании в ЦК ВКП(б) под председательством члена политбюро Андрея Жданова Хачатурян и ряд других советских композиторов (Вано Мурадели, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Николай Мясковский и др.) подверглись критике за формализм, а их музыка была названа "антинародной". 10 февраля 1948 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о борьбе с формализмом в музыке ("Об опере "Великая дружба" В. Мурадели").
Причиной опалы Хачатуряна послужила его Третья симфония, написанная во многом под влиянием советского конструктивизма.
Вместе с другими руководителями ССК СССР он был отстранен от работы.
Вернулся к активной творческой деятельности после выхода в 1949 г. документального фильма "Владимир Ильич Ленин". Музыка, которую Арам Хачатурян написал к кинобиографии советского лидера, заслужила одобрение властей.
Преподавательская и дирижерская деятельность
В 1950 г. Арам Хачатурян стал преподавателем композиции в Музыкально-педагогическом институте (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). Одновременно с 1951 г. - преподаватель композиции, профессор Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Среди его учеников были Андрей Эшпай, Алексей Рыбников, Микаэл Таривердиев, Марк Минков, Владимир Дашкевич, Эдгар Оганесян, Александр Журбин и др.
В 1950-е гг. Арам Хачатурян впервые стал выступать как дирижер. Он гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и за рубежом. Посетил порядка 30 стран, выступал в том числе в Вашингтоне, Нью-Йорке, Париже, Риме, Токио. Встречался с известными актерами, писателями, музыкантами, среди которых Чарли Чаплин, Эрнест Хемингуэй, Герберт фон Караян, Ян Сибелиус, Игорь Стравинский и др. В 1963 г. стал первым советским гражданином, получившим аудиенцию у Папы Римского в Ватикане. В 1968 г. во время гастролей в Вашингтоне дирижировал Национальным симфоническим оркестром с программой из собственных произведений.
Балет "Спартак", последние годы жизни
В 1954 г. Арам Хачатурян завершил работу над партитурой балета "Спартак", на создание которой ушло несколько лет. Автором либретто стал Николай Волков. Премьера "Спартака" состоялась в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова 27 декабря 1956 г., постановщиком выступил известный хореограф Леонид Якобсон. В 1958 г. балет был поставлен в Большом театре в Москве Игорем Моисеевым, а в 1968 г. свою постановку представил Юрий Григорович. Балет "Спартак" вошел в репертуары ведущих театров мира.
В последующие годы Арам Хачатурян создал "Балладу о Родине" (1961) для баса с оркестром, концерты-рапсодии для виолончели (1961), скрипки (1963), фортепиано (1968), сонаты для виолончели (1974), скрипки (1975) и альта (1976) и др.
Композитор является автором музыки для более чем 20 кинофильмов ("Сталинградская битва", 1949; "Адмирал Ушаков", 1953; "Корабли штурмуют бастионы", 1953; "Отелло", 1955; "Поединок", 1957; и др.), театральных постановок ("Макбет", 1955; "Король Лир", 1958; и др.), автором песен, маршей.
В 1957-1978 гг. - секретарь Союза композиторов СССР.
Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962).
Президент Советской ассоциации дружбы и культурного сотрудничества со странами Латинской Америки (с 1958 г.). Член Советского комитета защиты мира (с 1962 г.).
Автор ряда статей, воспоминаний, писем, объединенных в собрания сочинений. Произведения композитора опубликованы посмертно в многотомном сборнике.
Арам Хачатурян скончался 1 мая 1978 г. в Москве. Похоронен в пантеоне парка им. Комитаса в Ереване (Армения).
Награды, признание
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938), РСФСР (1944), Узбекской ССР (1967).
Народный артист РСФСР (1947), СССР (1954), Армянской ССР (1955), Грузинской ССР (1963), Азербайджанской ССР (1973).
Герой Социалистического Труда (1973).
Был награжден орденами Ленина (1939, 1963, 1973), Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1945, 1966), медалями.
Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1943, 1946, 1950) за балет "Гаянэ", Вторую симфонию, музыку к кинофильму "Сталинградская битва", а также Сталинской премии второй степени (1941) за Концерт для скрипки с оркестром.
Был удостоен Ленинской премии (1959) за балет "Спартак", Государственной премии СССР (1971) за Триаду концертов-рапсодий для скрипки с оркестром, для виолончели с оркестром, для фортепиано с оркестром. Лауреат Государственной премии Армянской ССР (1965) за Рапсодию для виолончели с оркестром.
Доктор искусствоведения (1965).
Действительный член АН Армянской ССР (1963). Почетный академик Национальной академии Святой Цецилии (Рим, 1960), почетный профессор Национальной консерватории Мексики (1960) и др.
Семья
Арам Хачатурян был дважды женат, имел дочь и сына. Первая супруга - Рамель, дочь - Нунэ, пианистка. Вторая жена - Нина Макарова (1908-1976), композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР, сын - Карен, искусствовед.
Память
Именем композитора названы улицы в Москве, Симферополе, Ереване (Армения), Астане (Казахстан).
В 1978 г. имя Арама Xачатуряна было присвоено большому залу Ереванской филармонии. В столице Армении открыт дом-музей композитора с концертным залом.
Памятники Араму Хачатуряну установлены в Ереване перед зданием филармонии (1999; Юрий Петросян), в Москве у Дома композиторов (2006; Георгий Франгулян). Бюсты композитора открыты в Большом концертном зале им. Арама Хачатуряна Ереванской государственной филармонии и в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (оба - 2017; Микаэл Согоян), на территории детской школы искусств в Нижнем Новгороде, с 2015 г. носящей имя Арама Хачатуряна (2021; Микаэл Согоян).
Имя композитора занесено на мраморную доску лучших выпускников Московской государственной консерватории.
В честь него были выпущены почтовые марки в СССР, Армении, России, портрет Арама Хачатуряна был помещен на банкноту номиналом 50 армянских драмов образца 1998 г.
В Ереване с 2003 г. проводится Международный конкурс им. Арама Хачатуряна.