Все новости
Энциклопедия

Хлебников, Велимир

Хлебников, Велимир
© Фото ИТАР-ТАСС

Родился 9 ноября 1885 г. в зимней ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии (ныне с. Малые Дербеты, Республика Калмыкия). Его отец - Владимир Алексеевич Хлебников (1857-1934) - был попечителем улуса и ученым-натуралистом, в 1919 г. стал директором первого в Советской России заповедника (ныне ФГБУ "Астраханский государственный заповедник"). Мать, Екатерина Николаевна Вербицкая (1850-1936), происходила из дворянского рода. В детстве проживал с родителями в Волынской и Симбирской губерниях, а также в Казани.

Образование
В 1903 г. окончил Третью казанскую гимназию. В том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Казанского университета. В феврале 1904 г. был отчислен по собственному прошению, в августе того же года принят на естественное отделение физико-математического факультета Казанского университета. В 1908 г. перешел на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1909 г. по своему прошению переведен на первый курс славяно-русского отделения историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1911 г. был отчислен из-за неуплаты учебных взносов.

Творческий и жизненный путь
Будучи студентом Казанского университета, Хлебников опубликовал ряд научных работ по орнитологии.
В октябре 1908 г. дебютировал в печати с художественным произведением, выпустив в петербургском журнале "Весна" стихотворение в прозе "Искушение грешника".
С 1909 г. применял в своем творчестве псевдоним Велимир Хлебников.
Известность в качестве поэта-новатора тогда же ему принесли стихотворения "Заклятие смехом" ("О, рассмейтесь, смехачи!..") и "Бобэоби". Впоследствии творчество Хлебникова характеризовало применение большого количества неологизмов, стилевое разнообразие.
В 1910 г. Велимир Хлебников стал идеологом московской литературно-художественной группы поэтов-футуристов "Гилея". В нее также входили Давид Бурлюк, Елена Гуро, Василий Каменский и другие футуристы (сам Хлебников предпочитал использовать придуманный им термин "будетляне", образованный от русского корня "будущее"). В 1910 г. участники "Гилеи" выпустили сборник своих сочинений "Садок судей I", в 1913 г. - "Садок судей II" (включал произведения примкнувших к ним Владимира Маяковского, Алексея Крученых и Бенедикта Лившица).
В 1912 г. были изданы три первые книги Хлебникова. В Херсоне вышла брошюра "Учитель и ученик. Разговор", в Москве - подготовленные в соавторстве с Крученых поэма "Игра в аду" и новаторский сборник "Мирсконца". В том же году в Москве был выпущен получивший широкую известность футуристский сборник "Пощечина общественному вкусу", подготовленный участниками "Гилеи". В него был включен ряд произведений Хлебникова. Среди них выделялось небольшое стихотворение "Кузнечик" ("Крылышкуя золотописьмом тончайших жил..."), в котором поэт использовал ряд слов-окказионализмов (индивидуально-авторских неологизмов).
В 1913 г. в Петербурге был издан сборник произведений Хлебникова "Ряв!". В этом же году он написал поэму "Война - смерть" и "сверхповесть" (по позднейшему авторскому определению, термин означает особое текстовое объединение "самостоятельных отрывков") под названием "Дети Выдры", сочетавшую элементы прозы и поэзии.
С конца 1915 г. Велимир Хлебников разрабатывал утопический проект создания общества Председателей земного шара, в котором преломились его идеи мессианской роли поэта и жизнестроительного искусства. Согласно теории Хлебникова, в это международное общество деятелей культуры должны были войти 317 достойных делегатов, которым надлежало осуществить идею мировой гармонии и править всемирным "Государством времени".
Весной 1916 г. Велимир Хлебников был мобилизован на военную службу, распределен в 93-й запасной пехотный в г. Царицын (ныне Волгоград).
Весной 1917 г. после прохождения психиатрической комиссии получил пятимесячный отпуск. Проживал в разных городах, в армию не вернулся. Октябрьскую революцию 1917 г. встретил в Петрограде (ныне Санкт-Петербург).
В начале 1919 г. был штатным сотрудником астраханской газеты "Красный воин" (орган политического отдела Революционного военного совета Каспийско-Кавказского отдела Южного фронта).
Весной 1919 г. Велимир Хлебников написал программную статью "Наша основа". Представил в ней идею так называемой зауми - поэтического языка, основанного на соответствии отдельных звуков определенным значениям. В зауми поэт видел культурно-лингвистический фундамент для возможного объединения людей.
Конец лета и осень 1919 г. Хлебников провел под Харьковом в психиатрической лечебнице, где скрывался от призыва в занявшую город Добровольческую армию. В течение этого времени написал поэмы "Лесная тоска" и "Поэт".
После того как Харьков окончательно был занят Рабоче-крестьянской Красной армией, в апреле 1920 г. в местном театре поэты-имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф устроили вечер с шуточным возведением Велимира Хлебникова в "Председатели земного шара".
В июне 1920 г. в Харькове была издана поэма "Ладомир", которую литературоведы относят к числу наиболее значимых произведений Велимира Хлебникова. В ней автор воспевал революцию и перспективы, которые она открывает миру.
В сентябре 1920 г. в Баку (ныне столица Азербайджанской Республики) принял участие в Первом съезде народов Востока, куда был командирован Харьковским политпросветом. В октябре того же года поступил на службу в местное отделение Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС). Также стал вольнонаемным лектором школьно-библиотечной части политпросвета Волжско-Каспийской военной флотилии.
Весной - летом 1921 г. в составе Персидской Красной армии (была сформирована в Баку) участвовал в походе в Гилян (провинция Персии, ныне Ирана), имевшем целью оказание поддержки местным повстанцам-антимонархистам. Был лектором-агитатором, также стал учителем детей одного из местных ханов. В этот период написал ряд стихотворений на восточную тематику, а также приступил к созданию поэмы "Труба Гуль-муллы" (завершена в конце 1921 г.).
Осенью 1921 г. Велимир Хлебников работал ночным сторожем в Терском отделении РОСТА (Пятигорск). Также выступал с лекциями о литературном творчестве в местном Лермонтовском народном университете (существовал в 1920-1922 гг.).
Среди наиболее значимых произведений 1921 г. - поэмы "Ночь перед Советами", "Ночной обыск", "Прачка" и "Настоящее", идейно объединенные темой революции.
Начало 1922 г. поэт провел в Москве. С весны страдал от приступов лихорадки. В мае в надежде на восстановление он переехал в дер. Санталово (Крестецкий уезд Новгородской губернии).
Велимир Хлебников скончался 28 июня 1922 г. в дер. Санталово на 37-м году жизни. Был погребен в соседней дер. Ручьи (ныне территория Крестецкого района Новгородской области). В 1960 г. прах поэта перезахоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1922 г., после смерти Велимира Хлебникова, была издана его "сверхповесть" под названием "Зангези". Произведение выражало идеи автора о поэте-пророке как основном субъекте мироздания и мистическом предвидении, имеющем математическую основу.
В 1922-1923 гг. было опубликовано его произведение "Доски судьбы". Оно представляет собой историко-математический трактат, синтезирующий художественный и научный тексты.
В 1928 г. выпущена поэма "Война в мышеловке", включившая в себя проникнутые антивоенным пафосом стихотворения 1915-1919 гг.
Велимир Хлебников оказал большое влияние на становление многих других поэтов-футуристов и писателей, включая Владимира Маяковского, Андрея Платонова, Даниила Хармса.

{{filterList[filterType]}}