(28 мая 1913 г. по ст. ст.) в г. Ельце Орловской губернии (ныне г. Елец, Липецкая область). Отец - Николай Иванович Хренников (1859-1933), был приказчиком, мать - Варвара Васильевна Хренникова (1872-1943), вела домашнее хозяйство. Тихон Хренников был младшим, десятым ребенком в семье.
Образование
В детстве занимался музыкой, пел в школьном и церковном хоре. Учился игре на фортепиано, занимался сочинением музыкальных произведений. В 1928 г. приехал в Москву, где показал свои работы известному музыканту, педагогу Михаилу Гнесину.
В 1929 г. поступил в Третий показательный государственный музыкальный техникум им. Гнесиных (ныне Музыкальное училище им. Гнесиных). Занимался одновременно в классе фортепиано у Эфраима Гельмана и в классе композиции у Михаила Гнесина. Изучал полифонию у композитора Генриха Литинского.
В 1932 г. окончил Гнесинский техникум, после чего был принят сразу на второй курс Московской консерватории, где его педагогами стали Виссарион Шебалин и Генрих Нейгауз. Параллельно с учебой в 1933 г. начал сотрудничать с Московским детским театром под руководством Натальи Сац, написал музыку к спектаклю "Мик".
Дипломной работой Тихона Хренникова стала его Симфония №1 си-бемоль минор, которая была представлена в 1935 г. в Большом зале Московской консерватории. В годы учебы написал также ряд сочинений для фортепиано, романсы, музыку к театральным постановкам. В 1936 г. принял участие во Втором международном музыкально-театральном фестивале в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В том же году в США прошла радиотрансляция фортепианного концерта и симфонии Хренникова, организованная радиовещательной компанией "Коламбия".
Окончил Московскую консерваторию в 1936 г. По настоянию композитора Сергея Прокофьева получил за дипломную работу оценку "хорошо", а не "отлично". Продолжил образование в классе высшего мастерства (аспирантуре) у Виссариона Шебалина. Одновременно рабал заведующим музыкальной частью Парка культуры и отдыха им. Горького.
Позднее, в 1939 г., в Московской консерватории было принято решение о пересмотре экзаменационной оценки Хренникова с "четверки" на "пятерку" и занесении его имени на почетную доску выпускников.
Первые работы для театра и кино
Осенью 1936 г. в Театре им. Евгения Вахтангова прошла премьера комедии "Много шума из ничего" по одноименному произведению Уильяма Шекспира (постановка Ильи Рапопорта), музыку к которой написал Тихон Хренников. Одними из самых популярных песен стали романс "Как соловей о розе" и "Серенада Клаудио" ("Ночь листвою чуть колышет") на слова Павла Антокольского. Позднее, в 1946 г., была сделана радиозапись "Много шума из ничего", в 1956 г. вышла его телеверсия. В 1970-х гг. Тихон Хренников переработал свою музыку к спектаклю в балет "Любовью за любовь", который был поставлен в январе 1976 г. в Большом театре и выдержал свыше 250 представлений, и комическую оперу "Много шума из-за сердец".
В 1936 г. Тихон Хренников по предложению режиссера Владимира Немировича-Данченко приступил к работе над своей первой оперой - "В бурю". В основу был положен роман Николая Вирты "Одиночество", посвященный периоду Гражданской войны, авторами либретто стали Алексей Файко и Николай Вирта. Постановку осуществил Владимир Немирович-Данченко. Впервые на оперной сцене был воплощен образ Владимира Ленина. Премьера состоялась в октябре 1939 г. Один из первых спектаклей посетил руководитель СССР Иосиф Сталин. Позднее, в 1952 г., Тихон Хренников выпустил вторую редакцию оперы.
Перед самым началом войны композитор написал музыку к популярной советской кинокомедии режиссера Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941). Центральной музыкальной темой фильма стала "Песня о Москве", созданная Хренниковым на стихи Виктора Гусева.
В годы Великой Отечественной войны
После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Тихон Хренников работал на Всесоюзном радио, участвовал в создании радиопередач для фронта, написал ряд патриотических песен ("Все за родину", "Есть на свете хороший городок", "Прощание"). В октябре 1941 г. уехал к семье в эвакуацию в Свердловск (ныне Екатеринбург). С декабря того же годы заведовал музыкальной частью Центрального театра Красной армии, также находившегося в эвакуации. Стал автором музыки к спектаклю "Давным-давно" по пьесе Александра Гладкова в постановке Алексея Попова, на основе которой в 1979 г. выпустил балет "Гусарская баллада" на либретто Олега Виноградова. Позднее, в 1962 г., вышел одноименный фильм режиссера Эльдара Рязанова.
В 1942 г. Тихон Хренников был вызван в Москву, где принял участие в конкурсе по созданию нового гимна СССР. В том же году состоялась премьера его Симфонии №2 до минор (вторая редакция - 1944).
В 1944 г. Тихон Хренников вошел в состав Художественного совета по кинематографии.
В 1944 г. стал автором музыки к фильму Ивана Пырьева "В шесть часов вечера после войны". Написал также музыку к ряду театральных постановок.
В марте 1945 г. выехал в распоряжение политуправления 1-го Белорусского фронта. Выступал с концертами в действующих частях, госпиталях. В мае вошел в Берлин вместе с частями 8-й гвардейской армии генерал-полковника Василия Чуйкова. 7 мая Хренников, а также композитор Матвей Блантер, поэты Константин Симонов и Евгений Долматовский участвовали в радиоконцерте, трансляцию которого советские военные организовали из студии берлинского радио (известен как Концерт победителей). В июне 1945 г. вернулся в Москву.
Во главе Союза композиторов
С 1948 по 1991 г. Тихон Хренников возглавлял Союз композиторов СССР (СК СССР; до 1957 г. - Союз советских композиторов СССР, ССК СССР).
В январе 1948 г. Хренников был назначен Иосифом Сталиным генеральным секретарем оргкомитета Союза советских композиторов (руководящий орган ССК). Прежнее руководство Союза было отстранено от работы после обвинений в "формализме" и "антинародности". 10 февраля 1948 г. политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление о борьбе с формализмом в музыке ("Об опере "Великая дружба" В. Мурадели"). Среди тех, кто подвергся критике со стороны властей, были Вано Мурадели, Арам Хачатурян, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев.
В апреле 1948 г. первый пленум правления ССК избрал Хренникова генеральным секретарем Союза. В апреле 1957 г. он был избран первым секретарем правления Союза композиторов СССР. Руководил организацией вплоть до ее ликвидации с распадом Советского Союза.
В декабре 1957 г. ходатайствовал перед главой СССР Никитой Хрущевым об отмене постановления 1948 г. о формализме в музыке. 28 мая 1958 г. вышло новое постановление ЦК КПСС "Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба" Вано Мурадели, "Богдан Хмельницкий" Константина Данькевича и "От всего сердца" Германа Жуковского".
Тихон Хренников занимался организацией гастролей советских музыкантов за рубежом, а также гастролей известных зарубежных исполнителей в Советском Союзе. В 1958 г. в СССР впервые прибыла группа американских композиторов. В 1959 г. Хренников вместе с Дмитрием Шостаковичем, Дмитрием Кобалевским, Мстиславом Ростроповичем и др. совершил поездку в США, во время которой в Бостоне, Нью-Йорке, Филадельфии была исполнена его Симфония №1. В 1962 г. организовал первый приезд в СССР композитора Игоря Стравинского.
В ноябре 1979 г. на VI съезде СК СССР подверг критике сочинения группы советских композиторов (Вячеслав Артёмов, София Губайдулина, Эдисон Денисов, Александр Кнайфель, Дмитрий Смирнов, Виктор Суслин, Елена Фирсова), заявив, что они были написаны "только ради необычных тембровых комбинаций и эксцентричных эффектов". Причиной послужило включение произведений авторов в программы фестивалей в Кельне и Венеции без разрешения руководства СК СССР. В результате эти композиторы оказались в опале. К 1991 г. четверо из них (Губайдулина, Смирнов, Суслин, Фирсова) покинули страну.
Творческая и преподавательская деятельность, последние годы жизни
В 1950-е гг. Тихон Хренников создал историческую оперу "Фрол Скобеев" (либретто Сергея Ценина). Ее премьера прошла в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в феврале 1950 г. Однако опера была запрещена как "несвоевременная". Благодаря обращению к Сталину Хренников получил разрешение на написание нового варианта оперы. Она вышла в 1966 г. под названием "Безродный зять".
В октябре 1957 г. в Большом театре была представлена опера Тихона Хренникова "Мать" по одноименному роману Максима Горького (либретто Алексей Файко).
В 1959 г. композитор закончил партитуру Концерта для скрипки с оркестром №1, исполнителем которого стал Леонид Коган.
С 1961 г. Тихон Хренников был преподавателем, с 1966 г. - профессором Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Среди его учеников - Вячеслав Овчинников, Максим Дунаевский, Александр Чайковский, Александр Градский, Михаил Броннер и др.
В 1962 г. возобновил концертную деятельность в качестве пианиста. Много гастролировал с авторскими концертами в СССР и за рубежом.
В 1965 г. написал Концерт для виолончели с оркестром №1, посвященный Мстиславу Ростроповичу. В 1970-е гг. создал вторые концерты для фортепиано с оркестром и для скрипки с оркестром (1972, 1975), Симфонию №3 ля мажор (1973) и др. В начале 1980-х гг. были написаны Концерт для фортепиано с оркестром №3 (1983), Концерт для виолончели с оркестром №2 (1986), Струнный квартет №1 (1988), Соната для виолончели и фортепиано (1989) и др.
Тихон Хренников был автором музыки к более чем 30 фильмам. В их числе "Верные друзья" (реж. Михаил Калатозов, 1954), "Капитанская дочка" (реж. Владимир Каплуновский, 1958), "Руслан и Людмила" (реж. Александр Птушко, 1972), "Дуэнья" (реж. Михаил Григорьев, 1978), "Любовью за любовь" (реж. Татьяна Березанцева, 1983), "Два товарища" (реж. Валерий Пендраковский, 2000) и др. В 1947 г. сам композитор снялся в фильме "Поезд идет на восток" в эпизодической роли, исполнив песню собственного сочинения.
Он много работал для театра, написал в том числе комические оперы "Доротея", "Золотой теленок", "Голый король", оперу-сказку "Мальчик-великан", балеты "Наполеон Бонапарт", "Наш двор", музыку к спектаклям "Романтики" (Центральный детский театр), "Дон-Кихот" (Театр имени Евгения Вахтангова), "Офицер флота" (МХАТ), "Умные вещи" (Малый театр).
Самыми популярными песнями композитора стали те, что были написаны для кино- и телефильмов. В их числе "Что так сердце растревожено", "Песенка верных друзей" на слова Михаила Матусовского (к/ф "Верные друзья"), "Артиллеристы", "Казак уходил на войну" на слова Виктора Гусева (к/ф "В шесть часов вечера после войны"), "Давным-давно" на слова Александра Гладкова (к/ф "Гусарская баллада"), "На свете жил сеньор нестарый" на слова Якова Халецкого (к/ф "Дуэнья") и многие другие.
В конце 1950-х гг. Тихон Хренников написал музыку для песни, которую должна была исполнить Любовь Орлова в фильме Григория Александрова "Русский сувенир", но в картину она не вошла. В 1960 г. композитор использовал эту мелодию при написании песни для Леонида Утесова - "Московские окна". Автором стихов стал Михаил Матусовский. Впоследствии песня вошла в репертуар многих известных исполнителей, в том числе Ирины Бржевской, Муслима Магомаева, Людмилы Гурченко, Иосифа Кобзона, Сергея Захарова, Дмитрия Хворостовского и др.
С 1978 г. Тихон Хренников руководил оргкомитетом Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Был также председателем оргкомитета 1-го Международного музыкального фестиваля в СССР (1981), Конкурса молодых композиторов России.
14 августа 2007 г. Тихон Хренников скончался в Москве на 95-м году жизни. Похоронен на родине в Ельце.
Партийная и общественная деятельность
Член ВКП(б) с 1947 г.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 6-11 созывов (1962-1989), депутатом Верховного совета РСФСР 3-5 созывов.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1961-1976), кандидат в члены ЦК КПСС (1976-1990).
Занимал пост заместителя председателя Комитета по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры при Совете министров СССР.
Возглавлял музыкальную секцию Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (с 1949 г.), Ассоциацию музыкальных деятелей Союза советских обществ дружбы с зарубежными странами (с 1975 г.). Был членом Советского комитета защиты мира (с 1948 г.).
Награды и звания
Заслуженный артист РСФСР (1950).
Народный артист РСФСР (1954). Народный артист СССР (1963).
Герой Социалистического Труда (1973). Был награжден орденами Ленина (1963, 1971, 1973, 1983), Трудового Красного Знамени (1966, 1988), Почета (1998), медалями, рядом зарубежных и международных наград.
Лауреат трех Сталинских премий второй степени (1942, 1946, 1952) - за музыку к кинофильмам "Свинарка и пастух", "В шесть часов вечера после войны", "Донецкие шахтеры".
Был удостоен Государственной премии СССР (1967) за цикл инструментальных концертов, Ленинской премии (1974) за Концерт №2 для фортепиано с оркестром, Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1979) за Концерт №2 для скрипки с оркестром. Лауреат премии президента РФ в области литературы и искусства (2002).
Музыка Тихона Хренникова к фильмам была отмечена премиями международных кинофестивалей (к/ф "Кавалер Золотой Звезды", 1951; к/ф "Верные друзья", 1954; к/ф "Капитанская дочка", 1959; к/ф "Руслан и Людмила", 1976).
Композитору были присвоены звания почетного гражданина городов Русе и Бургас (Болгария, 1965, 1972), города Елец (1972), Липецкой области (2004).
Семья
Супругой композитора с 1937 г. была Клара Арнольдовна Хренникова (в девичестве Вакс; 1936-2001), журналистка, работала в Союзе композиторов СССР. Дочь - Наталья Тихоновна Хренникова (1940-2021), художница театра и кино.
Память
С 1999 г. действует благотворительный фонд Тихона Хренникова в поддержку музыкальной культуры, который возглавляет его внук Андрей Кокарев.
Еще при жизни композитора в Ельце был открыт его дом-музей. Рядом в 2008 г. установлен памятник Тихону Хренникову работы Александра Таратынова. Имя Хренникова также носят колледж искусств и школа в Ельце.
В честь Тихона Хренникова названа улица в Липецке (2008).
В Москве в 2015 г. на доме, где с 1981 по 2007 г. жил композитор (Плотников переулок, 10), установлена памятная доска работы скульптора Андрея Забалуева и архитектора Михаила Корси.