Родился 3 января 1969 г. в Хюрт-Хермюльхайме (земля Северный Рейн-Вестфалия, ФРГ) в семье Рольфа и Элизабет Шумахер. Отец работал каменщиком-укладчиком. Вскоре семья переехала в Керпен (земля Северный Рейн-Вестфалия). Рольф Шумахер устроился механиком и администратором в местный картинг-клуб, мать начала работать заведующей в кафе.
С четырех лет Михаэль Шумахер начал осваивать управление детским картом, в пять лет выиграл первые детские соревнования.
С 1978 г. финансовую поддержку выступлениям юного гонщика оказывал предприниматель и владелец картодрома в Керпене Герхард Ноак, с 1982 г. - друг семьи Шумахеров Юрген Дилк.
В 1982 г. Михаэль Шумахер участвовал в чемпионате Германии по картингу среди юниоров, в 1982 и 1983 гг. - в чемпионатах мира среди юниоров.
В 1984 и 1985 гг. становился чемпионом Германии по картингу среди юниоров.
В 1986 г. Михаэль Шумахер окончил общеобразовательную школу в Керпене. После этого работал автомехаником, не прекращая гоночных выступлений.
В 1987 г., одержав победу на молодежных чемпионатах Германии и Европы, покинул картинг и начал выступать в автогонках. Менеджером спортсмена стал Вильгельм "Вилли" Вебер - с ним Шумахер работал вплоть до 2012 г.
В 1988 г., представляя команду "Хекер шпортвагенсервис", Михаэль Шумахер стал чемпионом немецкой юниорской автогоночной серии "Формула Кениг".
В 1989-1990 гг. выступал за команду "Вэ-Тэ-Эс рэйсинг" в немецких и европейских соревнованиях в рамках автогоночной серии "Формула-3". В 1990 г. стал чемпионом немецкой "Формулы-3".
В 1990 и 1991 гг. принял участие в нескольких этапах чемпионата мира спортпрототипов (World Sportscar Championship; проводился в 1953-1992 гг.), выступал за немецкую команду "Мерседес".
В июне 1991 г. вместе с партнерами - австрийцем Карлом Вендлингером и немцем Фрицем Кройцпойнтером - участвовал в командной автогонке "24 часа Ле-Мана" (Франция). По итогам соревнований они заняли пятое место в классе C2.
25 августа 1991 г. Михаэль Шумахер дебютировал в "Формуле-1" в составе ирландской команды "Джордан". Он заменил попавшего в тюрьму из-за ссоры с таксистом штатного пилота - бельгийца Бертрана Гашо. Руководитель команды, Эдди Джордан, включил Шумахера в состав по рекомендации Вилли Вебера. Помимо этого, "Мерседес" выплатил Джордану $150 тыс. за его участие в гонке. По итогам квалификации Шумахер занял седьмое место, однако в основном заезде сошел уже на первом круге из-за поломки болида. Выступление молодого гонщика привлекло к нему внимание руководства итальянской команды "Бенеттон". Шумахер перешел в ее состав сразу после Гран-при Бельгии и провел за нее пять гонок в течение сезона (впоследствии выступал за эту команду до 1996 г.). 8 сентября 1991 г. набрал первые очки в карьере, заняв пятое место на Гран-при Италии. По итогам сезона стал 14-м в общем зачете.
30 августа 1992 г. одержал первую в карьере победу на этапе "Формулы-1", выиграв Гран-при Бельгии. По итогам сезона занял третье место, уступив британцу Найджелу Мэнселлу и итальянцу Риккардо Патрезе.
В сезоне 1993 г. также одержал одну победу (26 сентября, Гран-при Португалии). Занял общее четвертое место, уступив французу Алену Просту, бразильцу Айртону Сенне и британцу Дэймону Хиллу.
В 1994 г. после гибели на третьем Гран-при, в Сан-Марино, трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны, Шумахер стал новым фаворитом сезона. 14 мая 1994 г. он завоевал первую в карьере поул-позицию (первое место на старте) по итогам квалификации Гран-при Монако. На восьмой гонке, проходившей в Великобритании, Шумахер был наказан пятисекундным "стоп-энд-гоу" за демонстративный обгон на разогревочном круге завоевавшего поул Дэймона Хилла. После того, как немец продолжил движение, ему показали черный флаг, требовавший прекратить гонку, однако он проигнорировал и его. В результате Шумахер был дисквалифицирован. Вторая дисквалификация в сезоне произошла на Гран-при Бельгии, из-за стесанной планки на днище болида. Шумахер был вынужден пропустить две гонки. Несмотря на удачное начало сезона, к финальному Гран-при, в Австралии, Шумахер растерял преимущество перед Дэймоном Хиллом, и опережал его всего на одно очко. В ходе этой гонки на 36-м круге при борьбе за первое место Шумахер и Хилл столкнулись и вынуждены были сойти. В результате Шумахер стал первым немцем-чемпионом "Формулы-1", одержав восемь побед в 16 гонках.
В 1995 г. Шумахер во второй раз завоевал титул, добившись девяти побед, с большим запасом опередив Дэймона Хилла. Вместе с напарником, Джонни Хербертом, он принес единственный в истории кубок конструкторов "Бенеттону". В 1996 г. перешел в итальянскую команду "Феррари", заключив контракт на сумму в $30 млн. Однако сезон для немца оказался неудачным из-за медленного болида. По итогам сезона он занял третье место, уступив Дэймону Хиллу и канадцу Жаку Вильневу (оба - "Уильямс"), выиграв три Гран-при. После сезона Шумахер добился перевода в "Феррари" главного менеджера и ведущего конструктора из "Бенеттона" - Росса Брауна и Рори Брауна, которые позволили команде соревноваться на равных с "Уильямс".
В 1997 г. Дэймон Хилл перешел в команду-аутсайдер "Эрроуз". Главным соперником Шумахера, выступавшего на гораздо более быстрой машине, чем в 1996 г., стал Жак Вильнев на "Уильямс". На последнем этапе, Гран-при Европы (Германия), будучи лидером в личном зачете, Шумахер спровоцировал столкновение с Жаком Вильневом. Шумахер был исключен из протокола чемпионата, победителем сезона стал канадец.
В 1998-2001 гг. главным соперником Михаэля Шумахера стал финн Мика Хаккинен, выступавший за "Макларен".
В 1998 г. Шумахер одержал победу в шести гонках, уступив Хаккинену по итогам сезона 14 очков.
В 1999 г. во время восьмого этапа "королевских гонок" - Гран-при Великобритании - попал в аварию и сломал ногу, после чего был вынужден пропустить шесть гонок, лишившись шансов на чемпионство. Итогом сезона стало пятое место (две победы).
В 2000 г. в третий раз в карьере стал чемпионом "Формулы-1", выиграв в течение сезона девять гонок и позволив "Феррари" завоевать первый Кубок конструкторов с 1979 г. В 2001-2004 гг. четыре раза подряд одерживал безоговорочную победу в общем зачете ("Феррари" в течение этих лет ежегодно получала Кубок конструкторов). Общее число титулов Михаэля Шумахера в "королевских гонках" - семь - является рекордом соревнований, в 2020 г. это достижение повторил британец Льюис Хэмилтон.
В 2005 г. в регламент чемпионата были внесены изменения, направленные, в первую очередь, на устранение гегемонии "Феррари" и производителя шин для команды - японской Bridgestone. В 2005 г. по итогам сезона Михаэль Шумахер занял третье место (уступил испанцу Фернандо Алонсо и финну Кими Райкконену), в 2006 г. - второе (титул вновь завоевал Фернандо Алонсо). По оценкам американского журнала Forbes, в начале 2000-х гг. Шумахер ежегодно зарабатывал около $80 млн. В рейтинге наиболее состоятельных спортсменов мира, составленном Forbes в 2006 г., он занимал второе место (доход за 12 месяцев - $60 млн), уступая лишь американскому гольфисту Тайгеру Вудсу ($87 млн).
В 2007-2009 гг. не принимал участия в гонках, был советником и экспертом в "Феррари". В 2008 г. в Мизано (Италия) соревновался в одном их этапов профессиональной мотогоночной серии KTM Trophy, занял четвертое место.
В 2010-2012 гг. выступал в "Формуле-1" за немецкую команду "Мерседес". В течение этих лет не выиграл ни одной гонки, лучшей позицией по итогам сезона стало восьмое место в 2011 г., а лучшим результатом в гонке - третье место на Гран-при Европы (Испания) в 2012 г. СМИ оценивали уровень доходов гонщика в "Мерседесе" в сумму от 7 до 21 млн евро за сезон.
4 октября 2012 г. в ходе специально созванной пресс-конференции Михаэль Шумахер объявил о завершении карьеры по окончании сезона. 25 ноября 2012 г. он провел последнюю гонку в карьере, финишировав седьмым на Гран-при Бразилии.
В общей сложности на этапах автогонок "Формула-1" Михаэль Шумахер одержал 91 победу (второй результат в истории соревнований после Льюиса Хэмилтона), завоевал 68 поул-позиций (второй результат также после Льюиса Хэмилтона) и показал 77 быстрейших кругов (рекорд соревнований). Наряду с этим, он занимает второе место в "Формуле-1" по числу подиумов (155) и третье - по числу финишей с очками (221).
В годы выступлений носил спортивные прозвища "Красный барон", "Шуми", а за знаменитые победы в дождевых условиях (Гран-при Бельгии, 1995; Гран-при Испании, 1996) - "Король дождя".
В декабре 2016 г. американский журнал Forbes писал, что за годы карьеры спортсмен заработал $1 млрд.
29 декабря 2013 г. Михаэль Шумахер получил черепно-мозговую травму, упав во время катания на горных лыжах в районе альпийского курорта Мерибель (Франция). Несколько месяцев спортсмен находился в искусственной коме, перенес в госпитале Гренобля ряд операций по удалению внутричерепной гематомы. В июне - сентябре 2014 г. проходил реабилитацию в госпитале в Лозанне (Швейцария), после чего продолжил лечиться на собственной вилле, расположенной на берегу Женевского озера. Семья и врачи не дают никаких комментариев о состоянии его здоровья.
Награжден орденами "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2002) и Почетного легиона (2010, Франция).
Лауреат премии принца Астурийского (2007, Испания).
В 1995 г. получил "Серебряный лавровый лист" - главную спортивную награду Германии.
В 2002 и 2004 гг. становился обладателем престижной спортивной награды Laureus ("Лауреус") в номинации "Спортсмен года".
В 2002 г. удостоен почетного звания "Чемпион ЮНЕСКО по спорту". Его присваивают атлетам, способствующим распространению идеи ЮНЕСКО, пропаганде физического воспитания и спорта на благо будущих поколений.
В 2003 г. удостоен премии имени Лоренцо Бандини. Награда учреждена властями итальянского города Бризигелла в память гонщика "Формулы-1", погибшего в 1967 г. после аварии на Гран-при Монако.
Член Зала славы немецкого спорта (2017).
Почетный гражданин городов Маранелло (Италия, 2006), Спа (Бельгия, 2012) и Сараево (Босния и Герцеговина, 2014).
Женат. Супруга - Коринна Шумахер (урожд. Бетш) - спортсменка-наездница, активист по защите прав животных. Дочь - Джина-Мария (род. 1997) - спортсменка-наездница, чемпионка мира 2017 г. по рейнингу (ковбойская выездка). Сын - Мик (род. 1999) - автогонщик, в 20221-2022 гг. выступал в "Формуле-1" за команду "Хаас". Брат - Ральф Шумахер (род. 1975) - бывший автогонщик, победитель шести этапов "Формулы-1" в 2001-2003 гг. В настоящее время он является владельцем немецкой картинговой команды "Ка-Эс-Эм Моторшпорт". В 2018 г. Ральф Шумахер запустил производство шасси для гоночных картов под брендом RS.