Происхождение
Берни Экклстоун родился 28 октября 1930 г. в местечке Сент-Питер-Саут-Элмем на востоке Великобритании (графство Суффолк) в семье капитана рыболовного судна. С юности главным увлечением были мотоциклы. В 16 лет, окончив школу, устроился на работу в химическую лабораторию газового завода. В свободное время занимался торговлей запчастями к мотоциклам и вместе со своим товарищем Фредом Комптоном основал фирму по их продаже - Compton & Ecclestone. Позже по настоянию отца поступил на химический факультет Вулвичского политехнического училища.
Участие в автогонках, предпринимательская деятельность
В 1949 г. Экклстоун впервые принял участие в автогонках качестве пилота. Попав в 1953 г. в аварию, оставил карьеру гонщика. В 1958 г. вернулся в автоспорт, однако не смог выйти в финальную часть соревнований "Формулы-1" (проводятся с 1950 г.) на Гран-при Монако. После того как в октябре того же года в результате аварии скончался британский пилот "Формулы-1" Стюарт Льюис-Эванс, Экклстоун принял окончательное решение сконцентрироваться на бизнесе. Фирма Compton & Ecclestone уже была одной из крупнейших в стране поставщиков запчастей к мотоциклам. Кроме того, Экклстоун управлял компанией по торговле автомобилями Weekend Car Auctions, занимался инвестициями в недвижимость и кредитным финансированием.
"Формула-1"
С 1957 г. Берни Экклстоун выступал в качестве менеджера автогонщиков "Формулы-1", в т. ч. австрийца Йохена Риндта, чемпиона мира 1970 г. (посмертно), владел гоночными командами. В частности, в 1972 г. приобрел британскую команду Brabham. Период руководства Экклстоуна стал одним из самых успешных в ее истории: бразильский гонщик Нельсон Пике дважды (в 1981 и 1983 гг.) становился чемпионом "Формулы-1". В 1988 г. команда была продана компании Alfa Romeo.
В 1974 г. Экклстоун стал одним из главных учредителей Ассоциации конструкторов "Формулы-1" (Formula One Constructors Association; FOCA). Вскоре FOCA начала конкурировать с Международной ассоциацией автомобильного спорта (Fеdеration Internationale du Sport Automobile; FISA), самостоятельным подразделением Международной автомобильной ассоциации (Fеdеration Internationale de l'Automobile, FIA), отвечавшим за гонки "Формулы-1". В 1978 г. Экклстоун занял должность исполнительного директора FOCA и начал принимать активное участие в руководстве "Формулой-1". Через некоторое время он стал ключевой фигурой в организации чемпионата и пребывал в этом качестве в течение почти 40 лет.
В 1979-1981 гг. разгорелся конфликт между FOCA и FISA из-за прав на трансляцию гонок и техническое регулирование соревнований. В конце 1981 г. Экклстоун подписал с FISA так называемый Договор согласия, по которому FOCA получила все права на заключение контрактов на показ чемпионата и распределение доходов от гонок, а FISA стала отвечать за технический регламент (документ периодически пересматривается).
В 1987 г. Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration (позднее переименована в Formula One Management; FOM), которая получала свыше 20% дохода от телетрансляций гонок, а также выделяла деньги на призы командам и гонщикам. Позже была основана подконтрольная FOM Formula One Administration (FOA), владеющая коммерческими правами на "Формулу-1".
В 1993 г. в результате реформы FIA вопросы технического регламента "Формулы-1" перешли к ней, а Экклстоун стал вице-президентом организации.
В 1995 г. Берни Экклстоун учредил группу компаний Formula One Group, ответственную за всю коммерческую деятельность чемпионата "Формулы-1". В ее состав вошли FOM, FOA, возглавляемые Экклстоуном, и ряд других организаций.
В 1999 г. Европейская комиссия признала FOA и FIA виновными в нарушении правил конкуренции. В связи с этим в 2001 г. были пересмотрены все контракты на трансляцию гонок, Экклстоун покинул пост вице-президента FIA.
После того как в январе 2017 г. американская медиакорпорация Liberty Media выкупила контрольный пакет акций "Формулы-1", Экклстоун, сохранивший контроль над 0,5% акций, был уволен с должности руководителя соревнований и занял пост почетного президента. По данным британских СМИ, на этой сделке он заработал 28 млн долларов.
За годы руководства Экклстоун смог вывести "Формулу-1" на международный уровень, соревнования стали называть "королевскими гонками". Сегодня по популярности они сравнимы с Олимпиадой и Чемпионатом мира по футболу. Кроме того, этот вид спорта стал прибыльным. Средства поступают в т. ч. от рекламодателей, владельцев трасс, телетрансляций, продажи билетов (в 2019 г. общий доход превысил 2 млрд долларов).
Личные сведения
С 2012 г. женат на бразильянке Фабиане Флози (третий брак), которая моложе его на 47 лет. В июле 2020 г. у них родился сын Александр Чарльз. У Экклстоуна также дочери Дебора от первого брака, Тамара (модель, телеведущая) и Петра (модель, дизайнер) от второго.
В октябре 2014 г. Берни Экклстоун присутствовал на первом российском Гран-при "Формулы-1" в Сочи и наблюдал за гонками из одной ложи с президентом России Владимиром Путиным. В интервью журналистам заявил, что поддерживает российского президента "и то, что он делает". Впоследствии неоднократно посещал Сочи во время чемпионата.
В 2007-2011 гг. был совладельцем английского футбольного клуба Queens Park Rangers.
Согласно рейтингу журнала Forbes, в 2020 г. состояние Экклстоуна оценивается в 3,3 млрд долларов США.
Энциклопедия
Экклстоун, Берни
Экклстоун, Берни
© EPA/Valdrin Xhemaj{{filterList[filterType]}}