Происхождение
Анук Эме (настоящее имя Франсуаза Жюдит Флоранс Дрейфус) родилась 27 апреля 1932 г. в Париже в еврейской семье. Ее родители были актерами: отец, Генри Дрейфус, снялся в нескольких фильмах под псевдонимом Мюррей, мать, Женевьева Дюран, выступала на сцене под фамилией Сорья. В детстве Франсуаза увлекалась танцами, училась в Марсельской опере, изучала актерское мастерство в драматической школе Андре Бауэр-Терона. С 13 лет играла в театре, с которым гастролировала по Европе.
Карьера в кино
В 14 лет она снялась в драматическом фильме Анри Калефа "Дом у моря", после которого выбрала для псевдонима имя своей героини в этой картине - Анук. В 1947 г. во время съемок фильма Марселя Карне "Цветок времени" сценарист Жак Превер придумал актрисе фамилию Эме ("любимая"). В 1949 г. Анук Эме исполнила роль в ленте Андре Кайата "Веронские любовники", снятой по мотивам шекспировской трагедии "Ромео и Джульетта".
Известность к актрисе пришла в 1957 г. после роли подруги художника Амадео Модильяни в биографическом фильме Жака Беккера "Монпарнас, 19", на которую ее рекомендовал Жерар Филип. В том же году они вместе снимались в драме Жюльена Дювивье "Накипь".
В 1959 г. Эме дебютировала в Голливуде в картине Анатоля Литвака "Путешествие", рассказывающей о венгерской революции 1956 г. После этого фильма ее заметил Федерико Феллини и пригласил сниматься с Марчелло Мастрояни в комедийно-драматической картине "Сладкая жизнь" (1960), а затем в трагикомедии "Восемь с половиной" (1963). В 1961 г. Эме сыграла в музыкальном фильме Жака Деми "Лола". Эти три ленты имели огромный успех, однако для миллионов зрителей Анук Эме в первую очередь Анна из мелодрамы Клода Лелуша "Мужчина и женщина" (1966), где ее партнером был Жан-Луи Трентиньян. Этот культовый фильм, завоевавший Гран-при Каннского кинофестиваля (1966) и две премии "Оскар" (1967 - в номинациях "Лучший фильм на иностранном языке" и "Лучший сценарий"), называют самой романтичной лентой о любви 1960-х гг. Роль Анны принесла Эме популярность и ряд наград, в том числе "Золотой глобус" (1967) и БАФТА (1968), а также номинацию на "Оскар" (1967).
В 1966-1969 гг. актриса была задействована в семи картинах, среди которых драма Андре Дельвьо "Однажды вечером в поезде" (1968, вместе с Ивом Монтаном) и драма Сидни Люмета "Свидание" (1969, с Омаром Шарифом). В 1969-1975 гг. она не снималась. В 1976 г. вернулась на экраны в драме Клода Лелуша "Если бы пришлось начать все сначала".
В 1980-е гг. актриса работала в основном в Италии, играла в драмах Марко Белоккьо "Прыжок в пустоту" (1980) и "Глаза, рот" (1982), Бернардо Бертолуччи "Трагедия смешного человека" (1981), Лучано Товоли "Генерал погибшей армии" (1983), комедии Джорджо Капитани "До свидания и спасибо" (1988) и др. В 1986 г. вместе с Трентиньяном она вновь снялась у Лелуша - в ленте "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя", однако фильму не удалось повторить успех первой картины.
В 1990-е и 2000-е гг. Эме исполнила заметные роли в драме Филлипа Борсоса "Доктор Бетьюн" (1990), комедии Роберта Олтмена "Прет-а-порте" (1994), драме Марселин Розенберг "Березовый луг" (2003), а также драме Клода Лелуша "Женщина и мужчины" (2010).
В 2019 г. на экраны вышло продолжение легендарной мелодрамы Клода Лелуша - "Мужчина и женщина: лучшие годы", в которой главные роли вновь исполнили Эме и Трентиньян. Это был первый в истории кинематографа случай, когда актеры, снявшиеся вместе более 50 лет назад, встретились в новой картине, чтобы продолжить рассказанную ими ранее историю. Мировая премьера состоялась в мае 2019 г. во внеконкурсной программе 72-го Каннского кинофестиваля, зрители встретили фильм овацией. Эта картина стала последней в карьере Эме, всего ей было сыграно более 80 ролей.
Анук Эме обладала загадочной красотой, удивительным шармом и магнетизмом. По мнению критиков, ей удавалось раскрыть на экране образ то раскованных, то хрупких женщин, забыть которых невозможно. Она всегда точно доносила до зрителя вечные чувства - преданность, любовь, уважение. Кроме "Золотого глобуса" и БАФТА Анук Эме была удостоена приза "За лучшую женскую роль" Каннского кинофестиваля ("Прыжок в пустоту"; 1980), а также почетных "Сезара" (2002; Франция), "Золотого медведя" Берлинского кинофестиваля (2003) и "Золотого орла" (2010; Россия).
Личные сведения, кончина
Анук Эме скончалась в Париже 18 июня 2024 г. на 93-м году жизни.
Анук Эме была замужем четыре раза. Ее первым супругом был бизнесмен Эдуард Циммерманн (1949-1950), вторым - греческий режиссер Нико Папатакис (1951-1954), третьим - актер Пьер Бару (1966-1969), четвертым - актер Альберт Финни (1970-1978). Во втором браке родилась дочь Мануэла (1951).
Энциклопедия
Эме, Анук
Эме, Анук
© EPA/ ANDREAS ALTWEIN{{filterList[filterType]}}