Родился 22 января 1898 г. в Риге (Лифляндская губерния Российской империи, ныне Латвийская Республика) в семье Михаила Осиповича Эйзенштейна и Юлии Ивановны Конецкой. Его отец был инженером и архитектором; построенные им в стиле модерн доходные дома ныне являются одними из главных достопримечательностей латвийской столицы. Мать происходила из купеческой семьи. После развода родителей ребенок остался с отцом.
В 1915 г. Сергей Эйзенштейн окончил Рижское городское реальное училище, в 1915-1917 гг. учился в Петроградском институте гражданских инженеров (ныне Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет).
Жизненный и творческий путь
В начале 1917 г. Сергей Эйзенштейн вместе с отцом получил потомственное дворянство, одним из последних в Российской империи.
В 1917 г. был призван на военную службу и зачислен в школу прапорщиков инженерных войск. Звание получить не успел из-за расформирования учебного заведения. В революционных событиях осени 1917 г. участия не принимал, но в марте 1918 г. вступил в ряды Красной армии, служил инженером-строителем. В качестве актера и режиссера принимал участие в самодеятельности, осуществлял художественное оформление агитпоездов. К 1919 г. относится первый опыт его теоретической работы - "Заметки касательно театра" (хранились в именном фонде в Российском государственном архиве литературы и искусства, были опубликованы в 2000 г.).
С 1920 г. Сергей Эйзенштейн работал в Москве заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта.
В 1921-1922 гг. учился в Государственных высших режиссерских мастерских под руководством Всеволода Мейерхольда. Вместе с Сергеем Юткевичем оформлял постановки в Театре-студии Николая Фореггера и Центральном просветительском театре.
В 1923 г. в журнале "ЛЕФ" опубликовал свой творческий манифест - статью "Монтаж аттракционов". В ней Эйзенштейн противопоставил традиционной драматургии монтаж "ударных воздействий" (аттракционов) - приемов эстрады, цирка, плаката и публицистики. Руководствуясь этим методом, осуществил в театре Пролеткульта постановку спектакля "Мудрец" по комедии Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты". Включил в него пятиминутный кинофельетон "Дневник Глумова", в котором были задействованы участники спектакля, ставшие впоследствии известными деятелями советского кино и театра: Григорий Александров, Максим Штраух, Иван Пырьев и др.
В 1924 г. Сергей Эйзенштейн занялся кинематографом и вскоре выпустил свой первый полнометражный фильм - историко-революционную картину "Стачка".
В 1925 г. снял драматический фильм "Броненосец "Потемкин", при работе над которым использовал ряд новаторских художественных приемов. Среди них, в частности, были "оживление" предметов путем монтажа коротких фрагментов (например, "пробуждение" мраморного льва от выстрела с броненосца), раскраска вручную 108 черно-белых кадров с красным флагом и др. Цель режиссера заключалась в усилении эмоционального воздействия на зрителя. Особую известность получили сцена расстрела мирных демонстрантов на Потемкинской лестнице в Одессе и кадры с коляской с ребенком, катящейся вниз по лестничным ступеням. По мнению специалистов, фильм является одним из наиболее значительных произведений отечественного и мирового кинематографа.
В 1927 г. Сергей Эйзенштейн совместно с Григорием Александровым снял фильм "Октябрь", приуроченный к десятилетию революции. В нем впервые в игровом кинематографе был показан образ создателя советского государства Владимира Ленина. Эту роль исполнил рабочий Василий Никандров.
С 1928 г. Сергей Эйзенштейн преподавал в Москве в Государственном техникуме кинематографии (впоследствии Государственный институт кинематографии, ныне Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова).
В 1929 г. выпустил фильм "Старое и новое", посвященный теме коллективизации в деревне. В том же году вместе с режиссером Григорием Александровым и оператором Эдуардом Тиссэ был направлен в длительную заграничную командировку для изучения техники звукового кино. Посетил Западную Европу и Северную Америку. В 1929 г. в Швейцарии выступил консультантом документального фильма об абортах под названием "Горе и радость женщины", снятого Эдуардом Тиссэ. В 1930 г. вместе с Григорием Александровым работал во Франции над короткометражным фильмом "Сентиментальный романс". В 1930-1932 гг. снимал в Мексике при поддержке американского писателя-социалиста Эптона Синклера киноэпопею "Да здравствует Мексика!". Из-за недостаточного финансирования и необходимости вернуться в СССР не смог завершить ее (картина была закончена только в 1979 г. Григорием Александровым).
После возвращения в Москву Сергей Эйзенштейн возобновил теоретическую и педагогическую работу в Государственном институте кинематографии. В 1937 г. получил ученое звание профессора.
В 1935-1937 гг. работал над фильмом "Бежин луг" о коллективизации в советской деревне. Его производство было прекращено приказом Главного управления кинематографии "по причине формализма и усложненности языка картины".
В 1938 г. на экраны вышел фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", снятый на киностудии "Мосфильм". Лента имела ярко выраженную патриотическую направленность. Это был первый звуковой фильм режиссера, музыку к нему написал композитор Сергей Прокофьев. "Александр Невский" получил высокую оценку со стороны главы Советского государства Иосифа Сталина и пользовался широким успехом в прокате. В 1939 г. Сергею Эйзенштейну за создание сценария этого фильма была присвоена ученая степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.
В 1940 г. в Государственном академическом Большом театре поставил оперу Рихарда Вагнера "Валькирия". В том же году был назначен художественным руководителем киностудии "Мосфильм". Работал над теоретическими работами "Вертикальный монтаж", "Основная проблема" и "Воплощение мифа".
В 1942-1944 гг. режиссер снимал по собственному сценарию историко-биографическую драму "Иван Грозный", в которой намеревался представить эпоху становления единого русского государства. Работа над ней преимущественно велась в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне Республика Казахстан), куда после начала Великой Отечественной войны была эвакуирована киностудия "Мосфильм". Премьера первой серии состоялась в январе 1945 г. Вторая серия подверглась критике со стороны советского руководства за "невежество в изображении исторических фактов" и в черновом варианте вышла на экраны лишь в 1958 г. Съемки третьей серии были прекращены.
В годы Великой Отечественной войны Сергей Эйзенштейн принимал участие в деятельности Еврейского антифашистского комитета, образованного в начале 1942 г. при Совинформбюро из представителей советской еврейской интеллигенции.
В 1947 г. был назначен руководителем сектора кино Института истории искусств Академии наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания).
Звания, награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Сергей Эйзенштейн был награжден орденами Ленина (1939) и "Знак Почета".
Двукратный лауреат Сталинской премии I степени (1941, за фильм "Александр Невский"; 1946, за первую серию фильма "Иван Грозный").
Обладатель золотых медалей Международной выставки декоративных искусств в Париже (1925, за фильм "Стачка"; 1926, за фильм "Броненосец "Потемкин").
Кончина
Сергей Эйзенштейн скончался 11 февраля 1948 г. в Москве на 51-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Личные сведения
Был женат на журналистке и кинокритике Перл Фогельман (литературный псевдоним - Пера Аташева; 1900-1965).
Память
В честь Сергея Эйзенштейна названы улицы в Москве, Астрахани и других городах. Конечная станция московского монорельса, расположенная в Останкинском районе, носит название "Улица Сергея Эйзенштейна".
В Москве в здании Музея кино на территории ВДНХ действует постоянная мемориальная экспозиция "Кабинет Сергея Эйзенштейна" (в 1965-2018 гг. Научно-мемориальный кабинет-музей Сергея Эйзенштейна располагался по адресу Смоленская улица, д. 10, кв. 160).
На фасаде московского дома (Чистопрудный бульвар, д. 23, стр. 1), где режиссер проживал и работал в 1920-1934 гг., установлена мемориальная доска.
В 1964-1971 гг. в московском издательстве "Искусство" был издан шеститомный сборник избранных произведений Сергея Эйзенштейна.
В 1998 г. Банк России выпустил две серии памятных серебряных монет достоинством 2 руб. с портретом кинорежиссера.
Его жизни и творчеству посвящены книги Виктора Шкловского "Эйзенштейн" (1973), Ивана Аксенова "Сергей Эйзенштейн. Портрет художника" (1991), Марка Кушнирова "Эйзенштейн" (2016) и др., документальные фильмы Василия Катаняна "Сергей Эйзенштейн" (1958), Марианны Киреевой и Александра Искина "Сергей Эйзенштейн. Дом мастера" (1997) и др.