Все новости
Энциклопедия

Александров, Григорий Васильевич

Александров, Григорий Васильевич
© Виктор Будан, Виктор Великжанин/ТАСС

Родился 23 января 1903 г. в Екатеринбурге в семье Василия Григорьевича и Анфусы Григорьевны Мормоненко. Его отец был владельцем гостиницы и ресторана.

В подростковом возрасте будущий режиссер работал помощником костюмера и декоратора в Екатеринбургском оперном театре (ныне Екатеринбургский государственный академический театр оперы и балета).
В 1917 г. окончил Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки. В дальнейшем учился на режиссерских курсах рабоче-крестьянского театра при Екатеринбургском губернском совете профессиональных союзов. Во время Гражданской войны пребывал в составе Восточного фронта Рабоче-крестьянской Красной армии (состоял при политотделе 3-й армии, заведовал фронтовым театром).
В начале 1920-х гг. вместе с Иваном Пырьевым (в будущем - известный режиссер, народный артист СССР; 1901-1968) организовал в Екатеринбурге детский театр, был постановщиком спектаклей и актером. В этот период начал использовать псевдоним Александров.

Творческая деятельность
В 1921 г. Григорий Александров переехал в Москву, где стал актером 1-го рабочего театра Пролеткульта (работал в 1921-1932 гг.). В этом театре началось его творческое сотрудничество с режиссером Сергеем Эйзенштейном (1898-1948). Александров играл в спектаклях Эйзенштейна "Слышишь, Москва?!" и "Противогазы" по пьесам Сергея Третьякова, а также "Мудрец" по комедии Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты".
В 1924 г. они вместе начали работать в кинематографе. Александров выступил в качестве одного из сценаристов историко-революционной картины "Стачка", поставленной Эйзенштейном (премьера состоялась весной 1925 г.). В 1927 г. совместно с ним снял фильм "Октябрь", приуроченный к десятилетию революции. В нем впервые в игровом кинематографе был показан образ создателя советского государства Владимира Ленина. Эту роль исполнил рабочий Василий Никандров.
В 1929 г. Григорий Александров вместе с Сергеем Эйзенштейном и оператором Эдуардом Тиссэ был направлен в длительную заграничную командировку для изучения техники звукового кино. Посетил Западную Европу и Северную Америку. В 1929 г. в Швейцарии выступил сценаристом документального фильма об абортах под названием "Горе и радость женщины", снятого Эдуардом Тиссэ (Эйзенштейн был консультантом Тиссэ). В 1930 г. вместе с Эйзенштейном работал во Франции над короткометражным фильмом "Сентиментальный романс". В 1930-1932 гг. ассистировал ему в Мексике на съемках киноэпопеи "Да здравствует Мексика!", проходивших при поддержке американского писателя-социалиста Эптона Синклера. Из-за недостаточного финансирования и необходимости вернуться в СССР Эйзенштейн не завершил ее (картина была закончена Александровым только в 1979 г.).
В 1934 г. состоялась премьера комедии Григория Александрова "Веселые ребята": фильм о пастухе, ставшем известным музыкантом, получил большую популярность. В дальнейшем режиссер развивал в своем творчестве жанр музыкальной комедии, зрительским успехом были отмечены его фильмы "Цирк" (1936; отражал идею интернациональной солидарности), "Волга-Волга" (1938; сочетал мягкий лиризм с острыми сатирическими эпизодами, критиковавшими бюрократизм) и "Светлый путь" (1940; выражал оптимистические перспективы жизни и труда в СССР). Все эти комедии были сняты на киностудии "Мосфильм".
С апреля 1941 г. Григорий Александров входил в художественный совет "Мосфильма". Летом того же года, после начала Великой Отечественной войны, стал одним из режиссеров киножурнала "Боевой киносборник №4" (включал три короткометражных фильма). Осенью 1941 г. вместе с другими сотрудниками "Мосфильма" был эвакуирован в Алма-Ату (Казахская ССР, ныне Республика Казахстан). Вcкоре переведен в Баку (Азербайджанская ССР, ныне Азербайджанская Республика), до сентября 1943 г. работал художественным руководителем местной киностудии (ныне "Азербайджанфильм"), затем вернулся в Москву.
В 1947 г. режиссер вновь обратился к жанру музыкальной комедии, поставив кинокартину "Весна". В ее титрах впервые появилась официальная эмблема "Мосфильма" - скульптура Веры Мухиной "Рабочий и колхозница" на фоне Спасской башни Кремля.
В 1949 г. снял в жанре политического памфлета фильм "Встреча на Эльбе". В 1952 г. представил историко-биографическую картину "Композитор Глинка".
В 1953 г. Григорий Александров стал одним из режиссеров документальной ленты "Великое прощание", посвященной траурным мероприятиям в связи с кончиной советского лидера Иосифа Сталина.
В 1960 г. выпустил комедию "Русский сувенир", получившую сдержанные отзывы от критиков и зрителей.
В 1965 г. вместе с Дмитрием Васильевым поставил двухсерийный историко-биографический фильм "Ленин в Швейцарии". Заглавную роль в нем исполнил актер Михаил Ульянов.
В 1974 г. завершил работу над художественным фильмом "Скворец и Лира", посвященным шпионской тематике. Он не выходил в кинопрокат, был показан по телевидению в 1996 г.
В 1983 г. вместе с Еленой Михайловой снял документальный фильм "Любовь Орлова" об известной советской актрисе. Она была супругой Александрова и исполняла роли в его наиболее популярных кинокартинах.
Педагогическая деятельность, книги
В 1950-1957 гг. Григорий Александров преподавал во Всесоюзном государственном институте кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова). Профессор (1951).
В 1975 г. опубликовал книгу "Годы поисков и труда", в 1976 г. - мемуары "Эпоха и кино".

Звания, награды
Герой Социалистического Труда (1973).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935). Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1943). Народный артист СССР (1948).

Григорий Александров был награжден орденами Красной Звезды (1935), Ленина (1939, 1950, 1973), Трудового Красного Знамени (1953, 1963, 1967), Дружбы народов (1983).
Двукратный лауреат Сталинской премии I степени (1941 - за фильмы "Цирк" и "Волга-Волга"; 1950 - за фильм "Встреча на Эльбе").

Кончина
Григорий Александров скончался 16 декабря 1983 г. в Москве на 81-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Личные сведения
Был трижды женат. Первая супруга - актриса Ольга Иванова. Сын - Дуглас (получил имя в честь американского актера Дугласа Фэрбенкса - старшего; 1925-1978, выпускник сценарного отделения ВГИКа). Второй женой была народная артистка СССР Любовь Орлова (1902-1975). Третья жена - Галина Крылова.

Книга о режиссере
Жизни и творчеству режиссера посвящена книга "Григорий Александров" (1976, автор Иван Фролов).

{{filterList[filterType]}}