Все новости
Энциклопедия

Андреев, Леонид Николаевич

Родился 21 августа 1871 г. в Орле. Его отец, Николай Иванович Андреев, был землемером. Мать, Анастасия Николаевна Пацковская, происходила из семьи разорившегося польского помещика.

В 1882-1891 гг. Леонид Андреев учился в Орловской классической гимназии.
В 1891 г. поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1892 г. был отчислен из-за неоплаты обучения. В 1893 г. стал студентом юридического факультета Московского университета, добившись отмены платы за обучение "по бедности".
В 1897 г. Леонид Андреев окончил Московский университет, после чего на протяжении четырех лет работал помощником присяжного поверенного Московского судебного округа.

Творческий и жизненный путь
В апреле 1892 г. Леонид Андреев дебютировал в печати, выпустив в петербургском журнале "Звезда" рассказ "В холоде и золоте" (под псевдонимом Л. П.). В сентябре 1895 г. разместил в газете "Орловский вестник" рассказ "Он, она и водка" (под псевдонимом Л. А.).
В ноябре 1897 г. стал сотрудником московской газеты "Курьер", публиковал в ней под своим именем судебные репортажи и театральные рецензии.
В апреле 1898 г. в "Курьере" вышел его пасхальный рассказ "Баргамот и Гараська", который сам писатель считал полноценным дебютом в художественной литературе.
Известность Леониду Андрееву принес сборник "Рассказы", выпущенный в 1901 г. петербургским издательством "Знание" (его возглавляли Максим Горький и Константин Пятницкий).
В 1903 г. Леонид Андреев стал членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.
В 1904 г. опубликовал повесть "Жизнь Василия Фивейского" о трагической судьбе деревенского священника. Широкую известность получил вышедший в том же году рассказ "Красный смех", ставший откликом писателя на Русско-японскую войну. Это произведение, насыщенное фантасмагорическими картинами и натуралистическими описаниями, повествовало об ужасах абстрактного военного конфликта.
С 1905 г. Леонид Андреев также выступал как драматург. Его первая пьеса, "К звездам", в 1906 г. была инсценирована в Свободном театре Вены (Австро-Венгрия). В 1907 г. пьесу "Жизнь человека" в Драматическом театре Веры Комиссаржевской (Санкт-Петербург) поставил известный режиссер Всеволод Мейерхольд. В пьесах 1908 г. представлены обобщенные образы социальных катаклизмов ("Царь-Голод"), исследуется природа человеческой психики ("Черные маски").
Произведения второй половины 1900-х гг. затрагивали социальные и нравственные проблемы российского общества (1906, рассказ "Губернатор"; 1907, рассказ "Тьма"; 1908, повесть "Рассказ о семи повешенных"), а также религиозно-этическую тематику (1907, повесть "Иуда Искариот"). Литературоведы расценивают их как новаторские сочинения, во многом предвещавшие утверждение экспрессионизма - художественного направления, связанного с протестом против несовершенства цивилизации и выражением мистического ужаса перед хаосом бытия.
Уже во второй половине 1900-х гг. Леонид Андреев стал одним из наиболее востребованных русских авторов и на аванс от одного из своих издателей в 1908 г. переселился в собственную 15-комнатную виллу в дер. Ваммельсуу (Выборгская губерния Великого княжества Финляндского, ныне пос. Серово в составе Курортного района Санкт-Петербурга).
В 1911 г. выпустил роман "Сашка Жегулев", в котором затронул проблематику крестьянского движения во время революции 1905-1907 гг.
В 1912 и 1914 гг. Леонид Андреев опубликовал в периодических изданиях два "Письма о театре", в которых утверждал приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театрального искусства. В рамках этой концепции выдержаны его поздние пьесы "Тот, кто получает пощечины" (1915) и "Реквием" (1917), в которых важное место занимает тема трагедийности человеческой жизни.
После начала в 1914 г. Первой мировой войны Леонид Андреев, занявший патриотическую позицию, печатал публицистические очерки в газетах "Биржевые ведомости", "День", "Отечество" и др. В 1915 г. выпустил сборник статей о войне "В сей грозный час".
В 1916-1917 гг. работал в Петрограде заведующим литературной редакцией газеты "Русская воля", положительно воспринял Февральскую революцию 1917 г.
Леонид Андреев не принял Октябрьскую революцию 1917 г., после прихода к власти большевиков покинул Петроград и выехал в дер. Ваммельсуу. В 1918-1919 гг. работал над романом "Дневник Сатаны", в котором развернул идею о торжестве зла в современном мире (опубликован в Финляндии на русском языке в 1921 г.).
С осени 1918 г. по весну 1919 г. Леонид Андреев проживал в дер. Тюрисевя (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Ушково в составе Курортного района Санкт-Петербурга), летом 1919 г. - в пос. Терву на берегу Ладожского озера (ныне на территории Лахденпохского района Республики Карелия). В феврале 1919 г. написал статью "S. O. S.", содержавшую призыв к союзным державам помочь народу России восстановить государство, свободное от власти большевиков.
Осенью 1919 г. Леонид Андреев переехал в дер. Нейвола (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Горьковское в Выборгском районе Ленинградской области). Скончался там же 12 сентября 1919 г. на 49-м году жизни от сердечного приступа. Был похоронен в склепе местной часовни.
В 1924 г. прах писателя перенесен на кладбище в дер. Метсякюля (Выборгская губерния Финляндии, ныне пос. Молодежное в составе Курортного района Санкт-Петербурга), в 1956 г. - на Литераторские мостки Волковского кладбища в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Личные сведения
В 1902-1906 гг. был женат на Александре Велигорской (1881-1906). Сыновья - Вадим (1903-1976, поэт и прозаик) и Даниил (1906-1959, писатель, автор религиозно-философского произведения "Роза Мира"). С 1908 г. супругой Леонида Андреева была Анна Денисевич (1883-1948). Сыновья - Савва (1909-1970, художник и артист балета) и Валентин (1912-1988, художник), дочь - Вера (1910-1986, мемуарист).

{{filterList[filterType]}}