Все новости
Энциклопедия

Бёртон, Тим

Происхождение и образование
Тимоти Уолтер Бёртон родился 25 августа 1958 г. в городе Бёрбанк (штат Калифорния, США). Он был замкнутым ребенком и проводил много времени за просмотром фильмов ужасов. По его собственному признанию, он считал чудовищ самыми интересными персонажами и симпатизировал или сочувствовал им. Серьезное влияние на него оказал фильм "Ясон и аргонавты" (1963), над которыми работал постановщик спецэффектов Рэй Харрихаузен. Бёртона поразила сцена, в которой главный герой дрался со скелетами. Он решил попробовать создавать собственные кукольные фильмы, а первыми героями в них стали оборотень, пещерный человек и врач. Еще одним увлечением Бёртона было рисование. После окончания школы в 1976 г. он поступил в Калифорнийский институт искусств, где получил специальность мультипликатора.
Кинокарьера
Началом карьеры Бёртона в кинематографе стала работа в The Walt Disney Company. Он принимал участие в создании анимационных фильмов "Властелин колец" (1978), "Лис и пес" (1981) и др. Первой его самостоятельной работой на студии стал черно-белый мультфильм о семилетнем мальчике с мрачными фантазиями "Винсент" (1982). Текст к нему прочитал Винсент Прайс, прославившийся ролями в готических фильмах ужасов. Следующей картиной Бёртона стал короткометражный художественный фильм "Франкенвини" (1984) об оживленном мальчиком Виктором псе Спарки. Он вышел на экраны лишь через несколько лет, поскольку студия сочла его неподходящим для детской аудитории, а Бёртон был уволен за перерасход средств. Между тем именно эта лента привлекла к Бёртону внимание в профессиональной среде. Так, телевизионный комик Пол Рубенс предложил ему работу над комедией "Большое приключение Пи-Ви" (1985) на студии Warner Bros., ставшей дебютом Бёртона на большом экране и получившей положительные отзывы критиков. Следующей картиной режиссера, сделавшей его известным широкому кругу зрителей, стал комедийный фильм ужасов о привидениях "Битлджус" (1988). За ним последовали еще более успешные экранизации комиксов "Бэтмен" (1989) и "Бэтмен возвращается" (1992) о супергерое, преследующем преступников вымышленного города Готэм-сити. Первый фильм критики и зрители приняли особенно хорошо. При бюджете в $48 млн он собрал $411 млн в прокате, став самой прибыльной лентой по комиксам DC (один из издателей комиксов с набором супер-героев, на которых компания имеет права) на тот момент и оставался таким до 2008 г.
В 1989 г. Бёртон познакомился с молодым актером Джонни Деппом и предложил ему роль созданного ученым человекоподобного существа с ножницами вместо рук в фэнтезийной картине "Эдвард - руки-ножницы" (1990). Фильм стал началом их многолетнего сотрудничества и дружбы. Впоследствии Депп снялся в других работах Бёртона - биографическом "Эд Вуде" (1994), фильме ужасов "Сонная лощина" (1999), фэнтези "Чарли и шоколадная фабрика" (2005), экранизации мюзикла "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" (2007), готической трагикомедии "Мрачные тени" (2012). Самой коммерчески успешной картиной Бёртона стало фэнтези "Алиса в стране чудес" (2010; собрало в прокате более $1 млрд), снятое по мотивам одноименной сказки Льюиса Кэрролла. Кроме Деппа роли там исполнили такие известные актеры как Энн Хэтэуэй, Хелена Бонэм Картер и Майкл Шин. В 2016 г. вышло продолжение "Алиса в зазеркалье", где Бёртон был продюсером (фильм не повторил успеха первой ленты).
В 1993 г. Бёртон выступил в роли продюсера и сценариста анимационного фильма-мюзикла "Кошмар перед Рождеством", поставленного по его одноименной поэме (режиссером стал Генри Селик). В 1996 г. он снял сатирическую ленту "Марс атакует", в 2001 г. - фантастическую "Планету обезьян", в 2003 г. - фантастическую трагикомедию "Крупная рыба". В 2005 г. вышел первый полнометражный кукольный анимационный фильм Бёртона "Труп невесты". В нем показывается загробный мир, где после смерти главного героя его жизнь расцветает новыми красками и становится интереснее.
Бёртон является одним из самых популярных режиссеров конца XX в. Он имеет индивидуальный стиль, его фильмы трудно спутать с работами других режиссеров. Характерной особенностью большинства его лент является смесь вымысла и реальности с элементами черного юмора. В его картинах странные декорации, мрачные кадры или слишком яркие цвета, контраст света и тени, необычные костюмы и грим. Всего на счету Бёртона около 30 фильмов, мультфильмов и сериалов. Среди последних работ приключенческое фэнтези "Дом странных детей мисс Перегрин" (2016) и "Дамбо" (2019). В 2021-2022 гг. Бёртон снял первые четыре эпизода (из восьми) сериала в жанре комедии ужасов "Уэнздей" о представительнице мрачной семьи Адамс, которая осваивает экстрасенсорные способности, чтобы остановить серийного убийцу и раскрыть тайну родителей. Сериал получил положительные отзывы критиков и стал популярным.
Признание
Практически все фильмы Бёртона получали номинации на "Оскар", "Золотой глобус" или награду Британской киноакадемии (БАФТА).
Бёртон является обладателем специального приза Венецианского кинофестиваля "Золотой лев" за достижения в жизни и творчестве (2007), почетной награды американского телеканала Spike TV - Scream - за вклад в развитие жанра фильмов ужасов (2008), приза за вклад в мировой кинематограф Московского международного кинофестиваля (2012) и почетной премии Римского кинофестиваля (2021). В 2010 г. Бёртон получил французский орден Искусств и литературы (кавалер), а в 2012 г. был удостоен звания действительного члена Британского института кино.
Личные сведения
У Тима Бёртона - двое детей от брака с британской актрисой Хеленой Бонэм Картер.

{{filterList[filterType]}}