Все новости
Энциклопедия

Бударин, Николай Михайлович

Бударин, Николай Михайлович
© ИТАР-ТАСС/Пушкарев Альберт

Родился 29 апреля 1953 г. в пос. Киря Алатырского района Чувашской АССР, РСФСР (ныне Чувашская Республика, РФ). Впоследствии семья переехала в Подмосковье.

Образование
В 1979 г. окончил вечернее отделение Московского авиационного института им. Серго Орджоникидзе (ныне Московский авиационный институт, национальный исследовательский университет) по специальности "производство летательных аппаратов" (квалификация - инженер-механик). В 1981 г. - Университет марксизма-ленинизма в г. Калининграде (ныне Королев) Московской обл.

Трудовая деятельность
С 1970 г. работал лаборантом в средней школе №7 (ныне лицей) г. Щёлково Московской области.
В 1971-1973 гг. проходил срочную воинскую службу в Чехословакии, старший лейтенант запаса.
В 1974-1976 г. был наладчиком на Фрязинском заводе им. 50-летия СССР (ныне АО "Фрязинский завод мощных транзисторов"; г. Фрязино, Московская обл.).
С 1976 г. работал в Научно-производственном объединении "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева; г. Королев, Московская обл.). Был электромонтером (1976-1978), мастером по электрооборудованию (1978-1982), инженером-испытателем (1982-1986), начальником группы (1986-1988), ведущим специалистом и руководителем группы на контрольно-испытательной станции (1988-1989) предприятия. Занимался экспериментальными исследованиями и испытаниями космических технологий.
В отряде космонавтов
В январе 1989 г. Николай Бударин был отобран, а в феврале того же года - зачислен кандидатом в космонавты-испытатели в 291-й отдел (отряд космонавтов) НПО "Энергия". После прохождения общекосмической подготовки в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в феврале 1991 г. был назначен на должность космонавта-испытателя.
Свой первый полет Николай Бударин совершил 27 июня - 11 сентября 1995 г. в качестве бортинженера 19-й основной экспедиции на орбитальную станцию "Мир", командиром экипажа был Александр Соловьев. На станцию космонавты прибыли на американском многоразовом корабле Atlantis ("Атлантис"; миссия STS-71), это была первая стыковка шаттла с российской станцией в рамках программы "Мир - Шаттл" (совместные полеты РФ и США). На Землю Бударин и Соловьев вернулись на российском "Союзе ТМ-21". В ходе экспедиции Николай Бударин трижды выходил в открытый космос.
Во второй раз он побывал в космосе 29 января - 25 августа 1998 г. как бортинженер корабля "Союз ТМ-27" и 25-й основной экспедиции на станцию "Мир". Николай Бударин стартовал с Талгатом Мусабаевым (командир 25-й экспедиции) и французом Леопольдом Эйартцем, участником краткосрочной экспедиции посещения. В ходе полета Бударин выполнил пять выходов в открытый космос.
В 1999-2000 гг. Николай Бударин прошел подготовку по программе МКС-1R ("МКС-спасатель") вместе с Геннадием Падалкой, а также с Валерием Корзуном и Сергеем Трещёвым (дублеры). "Нештатный" экипаж готовился на случай неудачной стыковки служебного модуля "Звезда" Международной космической станции (МКС) с ее первым модулем "Заря", выведенным на орбиту в 1998 г. Однако экспедиция для проведения ручной стыковки не потребовалась - модули МКС в 2000 г. успешно состыковались в автоматическом режиме.
Третий полет проходил с 24 ноября 2002 г. по 4 мая 2003 г. Николай Бударин работал на МКС бортинженером 6-й основной экспедиции вместе с американскими астронавтами Кеннетом Бауэрсоксом (командир экспедиции МКС-6) и Дональдом Петтитом (второй бортинженер). На станцию экипаж был доставлен на шаттле Endeavour ("Индевор"; миссия STS-113). Вернуться на Землю они должны были на Columbia ("Колумбия"), но из-за катастрофы этого шаттла 1 февраля 2003 г. экспедиция была продлена. В итоге посадка прошла на российском "Союзе ТМА-1", который находился в составе станции с октября 2002 г. в качестве корабля-спасателя. При возвращении произошла нештатная ситуация. После входа в плотные слои атмосферы капсула корабля сорвалась из автоматического управляемого спуска в баллистический (неуправляемый), и экипаж приземлился в 480 км от расчетного места посадки. Участники экспедиции МКС-6 испытали перегрузку в 8,1 g (максимально допустимой при сходе с орбиты считается 12-15 g), но серьезных травм не получили. Причиной ЧП стал сбой в работе блока управления спуском. Впоследствии конструкторы внесли доработки в бортовые системы следующих "Союзов ТМА".
В общей сложности за три орбитальных полета Николай Бударин провел в космосе 444 дней 1 час 26 минут, совершил восемь выходов в открытый космос (общее время - 44 часа 46 минут).
После третьего полета до сентября 2004 г. работал инструктором-космонавтом-испытателем I класса в отряде РКК "Энергия", уволился по собственному желанию.
После ухода из отряда
С октября 2004 г. по 2007 г. Николай Бударин работал сменным руководителем полетов в Центре управления полетами (г. Королев, Московская обл.).
В 2007-2011 гг. являлся депутатом Государственной думы РФ V созыва. Был избран 2 декабря 2007 г. по федеральному списку партии "Единая Россия" (пятый номер в региональной группе №21, Чувашская Республика - Чувашия).
Николай Бударин курирует работу созданного в гор. Новочебоксарске (Чувашия) Центра аэрокосмической профориентации, который носит его имя. С 2011 г. в столице Чувашии, Чебоксарах, действует Фонд социальных программ Героя России летчика-космонавта Николая Бударина, оказывающий помощь престарелым и инвалидам.

Награды, почетные звания
Герой РФ (1995). Награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" II и III степеней (2004, 1998), медалью "За заслуги в освоении космоса" (2011).
Зарубежные награды: орден "Отан" (Казахстан, 1998), три медали НАСА "За космический полет" (США).

Имеет почетное звание "Летчик-космонавт" (1995).
Является почетным гражданином Алатырского района Чувашии (2008).

{{filterList[filterType]}}