Все новости
Энциклопедия

Челомей, Владимир Николаевич

Родился 30 июня 1914 г. в гор. Седлец (Люблинская губерния, Российская империя; ныне Седльце, Мазовецкое воеводство, Польша) в семье учителей. Вскоре после начала Первой мировой войны в 1914 г. вместе с родителями был эвакуирован в гор. Полтаву, с 1926 г. жил в Киеве.

Образование, ученые звания
В 1937 г. с отличием окончил Киевский авиационный институт им. Е. К. Ворошилова (ныне Национальный авиационный университет, Украина) с присвоением квалификации инженера-механика. В 1937-1939 гг. учился в аспирантуре Академии наук Украинской ССР (АН УССР).

Доктор технических наук (1951). В 1939 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций".
Профессор (1952).
В 1958 г. Владимир Челомей был избран членом-корреспондентом, в 1962 г. - академиком АН СССР.

Деятельность
С 1937 г. преподавал в Киевском авиационном институте, в 1939-1940 гг. был заместителем начальника кафедры теоретической механики и авиамоторов вуза.
Одновременно в 1939-1940 гг. был старшим научным сотрудником Института математики АН УССР.
В 1940 г. Владимир Челомей был принят в специальную докторантуру АН СССР: вошел в число пятидесяти кандидатов, выдвинутых от союзных республик, с назначением им персональной стипендии имени Сталина. В июне 1941 г. защитил диссертацию доктора технических наук по теме "Динамическая устойчивость и прочность упругой цепи авиационного двигателя". Однако из-за начавшейся Великой Отечественной войны документы затерялись и не были зарегистрированы в Высшей аттестационной комиссии. Повторно защитил докторскую диссертацию в 1951 г. в Московском высшем техническом училище им. Н. Э. Баумана (МВТУ, ныне Московский государственный технический университет, МГТУ, им. Н. Э. Баумана).
В 1940-1941 гг. - старший научный сотрудник, в 1941-1944 г. - начальник отдела Центрального института авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (Москва).
19 сентября 1944 г. Владимир Челомей был назначен главным конструктором и директором завода №51 Наркомата авиационной промышленности СССР. На конструкторское бюро (КБ) во главе с Челомеем была возложена задача создать новый вид оружия - беспилотный самолет-снаряд. В 1953 г. КБ было расформировано.
С 1952 г. являлся профессором МВТУ им. Н. Э. Баумана. В 1960 г. создал в вузе и возглавил кафедру М-10, где стали готовить инженеров по проектированию крылатых ракет (впоследствии получила название "Динамика машин", затем "Космические летательные аппараты", ныне "Аэрокосмические системы"). Руководил кафедрой до конца своей жизни.
В июне 1954 г. возглавил специальную конструкторскую группу (СКГ) по созданию морских крылатых ракет, куда вошли бывшие сотрудники КБ завода №51.
В июле 1955 г. СКГ реорганизовали в опытно-конструкторское бюро №52 (ОКБ-52), которое разместили на базе Реутовского механического завода под Москвой, и Челомей был назначен его главным конструктором. С 1959 г. занимал должность генерального конструктора ОКБ-52 (в 1966-1983 гг. - Центральное конструкторское бюро машиностроения, ЦКБМ).
С 1959 г. Владимир Челомей являлся генеральным конструктором авиационной, ракетной и ракетно-космической техники Министерства общего машиностроения СССР.
В 1960-1981 гг. также осуществлял руководство филиалом своего конструкторского бюро - ОКБ-23, который находился в Филях (ныне КБ "Салют" Государственного космического научно-производственного центра им. М. В. Хруничева, Москва).
После преобразования в январе 1983 г. ЦКБМ в НПО машиностроения (ныне ВПК "НПО машиностроения") Владимир Челомей был назначен генеральным конструктором и руководителем этого предприятия.
Был членом отделения технических наук Академии наук СССР, членом Президиума АН СССР (с 1963 г.).
Депутат Верховного Совета СССР 9-11 созывов от Чувашской АССР (1974-1984).
Вклад в создание ракетно-космической техники
Владимир Челомей создал первый в СССР пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (1942). Под его руководством в 1944-1953 гг. были спроектированы и изготовлены беспилотные самолеты-снаряды 10Х, 12Х, 14Х, 16Х для вооружения дальней авиации (ими оснащались самолеты Пе-8, Ту-2, Ту-4), в 1955-1956 г. - противокорабельные крылатые ракеты со складным крылом П-5, П-6 (для подводного флота) и П-35, которые были приняты на вооружение. В 1960-1962 гг. началась разработка межконтинентальных баллистических ракет УР-200 (создавалась на базе ракеты Р-14 конструкции Михаила Янгеля), УР-100 (ракетные комплексы с модифицированной ракетой УР-100Н УТТХ, или РС-18Б, до сих пор на боевом дежурстве) и УР-500 (ракета-носитель "Протон"). Коллектив во главе с Владимиром Челомеем в 1963-1964 гг. создал первый в мире маневрирующий спутник "Полет-1" (его запуск состоялся в 1963 г.). В конце 1960-х гг. под его руководством был разработан военный ракетно-космический комплекс "Алмаз", на базе которого созданы орбитальные пилотируемые станции "Салют-2" (запущена в 1973 г.), "Салют-3" (1974), "Салют-5" (1976). Для снабжения "Алмаза" в ЦКБМ был разработан многофункциональный Транспортный корабль снабжения (всего 8 запусков в беспилотном варианте в 1976-1985 гг.).
Автор 87 научных трудов и изобретений по специальной тематике (по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов). Первый труд Челомея ("Векторное исчисление") был издан в 1936 г.
Кончина
Владимир Челомей скончался 8 декабря 1984 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.

Награды, почетные звания
Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963).
Лауреат Ленинской премии (1959) и Государственных премий СССР (1967, 1974, 1982).
Был награжден пятью орденами Ленина (1945, 1959, 1964, 1974, 1984), орденом Октябрьской Революции (1981), а также Золотой медалью им. Н. Е. Жуковского (1964, за лучшую работу по теории авиации) и Золотой медалью им. А. М. Ляпунова АН СССР (1977, за цикл работ "Динамическая устойчивость сложных колебательных систем").
Являлся действительным членом Международной академии астронавтики (1974).
Почетный гражданин подмосковного Реутова (1984), занесен в Почетную книгу трудовой славы и героизма Чувашской АССР (1984). В 2019 г. ему было присвоено звание "Почетный гражданин города Байконур" (посмертно).

{{filterList[filterType]}}