Все новости
Энциклопедия

Эрже

Бельгийский художник-карикатурист Эрже (наст. имя Жорж Проспер Реми; 1907-1983 гг.) получил известность как автор комиксов о молодом журналисте Тинтине. Первый альбом с этим героем вышел в 1929 г., затем в течение всей жизни Эрже выпускал по книжке, посвященной Тинтину, примерно раз в два года (всего было 24 альбома). За эти годы Тинтин, исколесивший все континенты в компании со своим верным псом, пережил массу захватывающих и опасных приключений и даже побывал на Луне (причем за 15 лет до Нила Армстронга). Таким образом художником была своеобразно проиллюстрирована история второй половины ХХ в. Среди других работ Эрже – серия комиксов о беспризорниках Квике и Флупке; о путешествии бойскаута Тотора в Америку, приключениях брата и сестры Джо и Зетты и их шимпанзе Джоко. Однако самым популярным персонажем его комиксов остается Тинтин - в настоящее время в мире продано свыше 350 млн экземпляров комиксов с этим героем, они переведены более чем на 80 языков (в т. ч. на русский) и изданы в более чем 100 странах. Знаменитая серия неоднократно экранизировалась, по ней были сняты как мультипликационные, так и игровые фильмы.
Художник был отмечен рядом престижных наград, присуждаемых карикатуристам и создателям комиксов, среди них – шведская премия Адамсона (1971), итальянская "Желтый ребенок" (1972), приз Сен-Мишель, вручаемый городом Брюсселем (1973). С 2001 г. главные герои его комиксов - Тинтин и фокстерьер Милу – являются официальными символами Брюсселя, их изображения отчеканены на памятных монетах, с 2022 г. они украшают страницы загранпаспартов бельгийских граждан.
Несмотря на всемирную популярность, "Приключения Тинтина" не раз становились объектом критики, а в отношении его автора выдвигались различные обвинения. Так, сразу после окончания Второй мировой войны художника обвинили в коллаборационизме во время нацистской оккупации Бельгии, но ему удалось реабилитироваться. Кроме того, в его адрес звучала критика за проскальзывающие в его рисунках и текстах антиамериканские и антисемитские мотивы. Это в первую очередь касается "Таинственной звезды", впервые опубликованной в годы оккупации Бельгии. Один из персонажей этой истории - американский финансист по фамилии Блюменштейн - был изображен в духе антисемитских плакатов и карикатур геббельсовской пропаганды. Эрже был вынужден внести в эту историю поправки - убрал некоторые сцены и переименовал героев.
Позднее на него обрушилась волна обвинений в расизме и оправдании колониализма. Предметом критики стала изданная еще в 1931 г. книга "Тинтин в Конго", где есть сцены, демонстрирующие пренебрежительное отношение к населению бельгийской колонии. Художник признал, что во время создания этого комикса он "находился в плену буржуазных предрассудков" и пользовался доминировавшими в то время в обществе представлениями о жителях Африки.
В последующих книгах Эрже старался избегать всякой политизации, он ушел от правоконсервативных, католических традиций в сторону социал-демократических, в поздних альбомах он критикует колониализм, засилье крупных корпораций и гонку вооружений. Многие старые рисунки были им изменены или удалены — в одних случаях по эстетическим критериям, в других - по соображениям политкорректности, набирающей силу на Западе в последние десятилетия ХХ в. Но критика в адрес Эрже не утихала и не прекратилась даже после его кончины. Расистские сцены были обнаружены в истории "Тинтин в Америке" (1932 г.), где герои попадают в резервацию индейцев. В 2007 г. в брюссельский суд был подан иск с требованием запретить комикс "Тинтин в Конго" как книгу, оправдывающую колониализм и высмеивающую обычаи и нравы темнокожих (суд не нашел в работе признаки расизма). Дискуссию в обществе вызывают и сцены жестокого обращения с животными. В результате сегодня в ряде стран, в том числе в Бельгии, комиксы Эрже продаются с предупреждением о том, что в них можно найти "буржуазные стереотипы, которые могут не понравиться читателю".

{{filterList[filterType]}}