Все новости
Энциклопедия

Ханеке, Михаэль

Ханеке, Михаэль
© EPA/TOBIAS HASE

Происхождение, образование
Михаэль Ханеке (Michael Haneke) родился 23 марта 1942 г. в Мюнхене (Германия). Его отец - немецкий режиссер и актер Фриц Ханеке, мать - австрийская актриса Беатриса фон Дегеншильд, впоследствии она вышла замуж за композитора Александра Штайнбрехера. Воспитывался в семье матери, жившей в городе Винер-Нойштадт на северо-востоке Австрии. В 17 лет Михаэль Ханеке хотел поступить в школу актерского мастерства в Вене, но провалил экзамен. Изучал психологию, философию и театроведение в Венском университете. Подрабатывал кинокритиком, писал статьи для киножурналов, в 1967-1970 гг. был редактором в немецкой общественной телерадиокомпании Südwestfunk ("Юго-Западное радио").
Телевидение, театр
На телевидении он снял первый фильм в 1974 г. Это была драма "После Ливерпуля", поставленная по одноименной книге английского драматурга Джеймса Сондерса. С тех пор Ханеке участвовал в создании порядка десяти проектов для телевидения, в их числе – экранизации романов Франца Кафки "Замок" и Йозефа Рота "Восстание", фильм по мотивам произведения австрийской писательницы Ингеборги Бахман "Три пути к озеру".
Много лет он работал театральным режиссером. В 1970-1980-е гг. ставил спектакли в театрах Германии - в Баден-Бадене, Дармштадте, Дюссельдорфе, Франкфурте-на-Майне, Штутгарте, Гамбурге, в Баварском государственном театре в Мюнхене и Австрии, в том числе в Бургтеатре в Вене. В 2006 г. дебютировал в качестве оперного режиссера, поставив в Париже оперу Моцарта "Дон Жуан".
Кино
В большое кино Михаэль Ханеке пришел в 47 лет. Его первым полнометражным фильмом стала драма "Седьмой континент" (1989), открывшая "трилогию о эмоциональном оледенении". Картина рассказывает о буднях обычной австрийской семьи, принадлежащей к среднему классу, члены которой решили покончить жизнь самоубийством (основой для фильма послужили реальные события). Фильм был представлен на кинофестивале в Локарно (Швейцария) и получил премию "Бронзовый леопард". Уже в этой дебютной ленте проявились черты, ставшие характерными для творчества Ханеке, – острая социальная проблематика, мрачное и отчужденное повествование, атмосфера страха и отчаяния. Во второй части трилогии - психологическом хорроре "Видео Бенни" (1992) - режиссер обратился к теме популяризации насилия в массовой культуре, положив в основу сюжета историю о школьнике, совершившем жестокое убийство и записавшем его на видеокамеру. Фильм был отмечен премией критиков Европейской киноакадемии. Завершил трилогию о влечении к смерти и накапливании негативной энергии во внешне добропорядочных людях фильм "71 фрагмент хронологической случайности" (1994). В центре этой ленты – студент, неожиданно начинавший проявлять крайнюю степень насилия к незнакомцам. В 1997 г. в свет вышел психологический триллер "Забавные игры", повествующий о молодых людях, державших семью в заложниках. Картина, представленная на Каннском фестивале, шокировала публику откровенностью и жестокостью: многие покинули зал показа, не выдержав кровавых сцен. Несмотря на то что фильм был признан самым запоминающимся из представленных, он не был отмечен наградами.
Мировая известность пришла к Ханеке в 2001 г. после выхода психологической драмы "Пианистка", снятой по мотивам одноименного романа австрийской писательницы Эльфриды Елинек. В основе сюжета – отношения студента и профессора консерватории, страдающей психосексуальным расстройством. Эта работа была удостоена Гран-при Каннского фестиваля и получила признание за пределами Европы.
В 2003 г. на экран вышла постапокалиптическая драма "Время волка", в основе которой лежит идея старогерманского эпоса о том, что за день до конца света наступает время волка, когда все отношения между людьми проявляются в своей истинной сущности.
Новый виток популярности последовал в 2005 г. после выхода триллера "Скрытое" - притчи о призраках прошлого, преследующих героя в настоящем. Параллельно режиссер раскрывает тему расовой и национальной нетерпимости, отсылая зрителя к событиям 1961 г., когда французская полиция жестоко подавила протесты выходцев из Алжира. За эту ленту Ханеке получил призы Европейской киноакадемии и Каннского фестиваля за лучшую режиссуру, а также премию Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса за лучший фильм на иностранном языке. Кроме того, ведущие печатные издания признали эту картину одним из величайших фильмов XXI века.
В 2009 г. Ханеке раскрыл проблему истоков нацизма в черно-белом артхаусном фильме "Белая лента". Он посвящен событиям, произошедшим в изолированной от внешнего мира северонемецкой протестантской деревне накануне Первой мировой войны. Кинокартина завоевала около 20 наград, включая "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля, премии Европейской и Немецкой киноакадемий за лучшую режиссуру и сценарий, "Золотой глобус" за лучший фильм на иностранном языке.
Триумфом Ханеке стал фильм о трагичной судьбе пожилой пары "Любовь" (2012), за который режиссер получил премию "Оскар" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" и "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах. По словам Ханеке, это кинокартина о том, "как реагировать на страдания человека, которого любишь". В ней прослеживаются не присущие ранним работам режиссера мягкость и сострадание. В 2017 г. вышел сатирический спин-офф к фильму 2012 г. "Хэппи энд". Все фильмы были сняты режиссером по собственным сценариям. Его стиль отличают длинные эпизоды, снятые одной неподвижной камерой, отсутствие музыки, длинные диалоги. Помимо "Оскара" и призов Каннского кинофестиваля на его счету премии BAFTA, "Сезар", награды Лондонского кружка кинокритиков и др.
О своих работах Ханеке говорит: "Своими фильмами я полемизирую с американским фастфудным кино, стараюсь развенчать его в глазах зрителя. Кино должно честно ставить вопросы, а не бросаться быстрыми фальшивыми ответами. Я считаю, что нужно показывать существующие проблемы, не предлагая искусственных решений. Самое важное в фильме – провокация и диалог. Если вам нужен однозначный ответ на вопросы – это не ко мне".
Личные сведения
С 2002 г. Ханеке преподает режиссуру в Венской киноакадемии. Является почетным доктором ряда учебных заведений, в т. ч. Университета Париж VIII.
Удостоен множества государственных наград, среди них – ордена Искусств и литературы (Франция, 2010), Почетного легиона (Франция, 2012), "За заслуги перед ФРГ" (2019).
Женат. В семье четверо детей.
Свободно говорит на немецком, английском и французском языках.

{{filterList[filterType]}}