Все новости
Энциклопедия

Калашников, Михаил Тимофеевич

Калашников, Михаил Тимофеевич
© ИТАР-ТАСС/Федор Савинцев

Родился 10 ноября 1919 г. в селе Курья Алтайского края в многодетной крестьянской семье. Отец - Тимофей Александрович (1883-1930), мать - Александра Фроловна (1884-1957). В 1930 г. семья была сослана в пос. Нижняя Моховая Томской области.

Доктор технических наук (1971; по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений).

В 1936 г. Михаил Калашников вернулся в Курью, работал на машинно-тракторной станции, затем поступил учеником в депо железнодорожной станции. Позднее был направлен в Алма-Ату, где был техническим секретарем политотдела 3-го отделения Туркестано-Сибирской железной дороги.
Осенью 1938 г. был призван в армию в Киевский Особый военный округ. После курса младших командиров получил специальность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии в г. Стрый (Западная Украина). Там сделал свои первые изобретения - регистратор количества выстрелов из танковой пушки и счетчик моторесурса танкового двигателя, который фиксировал работу двигателя на холостом ходу и под нагрузкой. Прибор учета моторесурсов танка был рекомендован к серийному производству. Калашников был направлен в Киевское танковое техническое училище для изготовления опытных образцов, затем в Москву и в конце 1939 г. на завод № 174 им. К.Е. Ворошилова (Ленинград) для доработки и запуска счетчика в серию. Однако, работы были свернуты из-за начала Великой Отечественной войны.
В августе 1941 г. ушел на фронт, был командиром танка Т-34 в звании старшего сержанта. В октябре 1941 г. в боях под Брянском получил тяжелое ранение, был контужен. Находился на лечении в госпитале в г. Ельце (Липецкая область). Получив шестимесячный восстановительный отпуск, уехал в Казахстан. В железнодорожных мастерских станции Матай работал над первым опытным образцом пистолета-пулемета, который доработал в Алма-Ате, в мастерских Московского авиационного института, эвакуированного в Казахстан.
В 1942 г. по рекомендации специалиста в области стрелкового оружия генерал-майора Анатолия Благонравова Михаил Калашников был направлен на техническую учебу на Научно-исследовательский полигон стрелкового вооружения Главного артиллерийского управления (Коломна). Служил на полигоне до 1949 г., занимался конструированием новых образцов стрелкового оружия. В 1944 г. разработал опытный образец самозарядного карабина, в 1947 г. - пистолет-пулемет 9-миллиметрового калибра. Созданный им в 1947 г. автомат АК-47 был принят на вооружение Советской армии в 1949 г. под наименованием "7,62-мм автомат Калашникова (АК)".
В 1948 г. направлен на Ижевский мотозавод для организации изготовления первой опытной партии своего автомата. К концу мая 1949 г. 1 тыс. 500 автоматов АК-47 успешно прошли испытания. В том же году конструктор был удостоен Сталинской премии и ордена Красной Звезды.
В сентябре 1949 г. был зачислен в штат отдела главного конструктора Ижевского машиностроительного завода (ныне Концерн "Калашников"), в мае 1979 г. назначен главным конструктором - начальником бюро по стрелковому оружию Ижмаша.
АК-47 принес Михаилу Калашникову всемирную славу. Автомат принят на вооружение в 55 странах, вошел в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое распространенное оружие в мире. На базе АК-47 конструктором созданы свыше ста унифицированных образцов автоматического стрелкового оружия. Среди них модернизированный автомат АКМ и АКМС со складным прикладом, АК-74, АК-74 с гранатометом, АК74Н с прицелом ночного видения, укороченный АКС-74У, ручные пулеметы Калашникова ПК, ПКМ/ПКМС (пехотный вариант), ПКМТ (танковый), ПКМБ (бронетранспортерный), РПК-74 и РПКС-74 со складывающимся прикладом и др.
Занимался также созданием охотничьего оружия. Самозарядные карабины "Сайга", сконструированные на базе АК, завоевали популярность и за рубежом. Среди них - гладкоствольная модель "Сайга", самозарядный карабин "Сайга-410", "Сайга-20С".
В 2002 г. конструктор-оружейник стал президентом Межрегионального общественного фонда им. М.Т. Калашникова, который был учрежден в Ижевске при его непосредственном участии.
Был президентом, с 2014 г. - почетным президентом Союза российских оружейников (Ижевск).
Читал лекции в Ижевском государственном техническом университете (ИжГТУ), с 1994 г. - почетный профессор университета.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1950—1958; 1966—1989).
Являлся членом КПСС (с 1952 г.), политической партии "Единая Россия" (с 2001 г.).
Скончался 23 декабря 2013 г. в Ижевске. Похоронен на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищинском районе Московской области.

Генерал-лейтенант (1999).

Дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976) и Герой РФ (2009).
Лауреат Ленинской премии (1964), Государственной премии РФ (1997), премии Президента РФ в области образования (2003). Имеет четыре благодарности Президента РФ (1997, 1999, 2002, 2007).
Награжден тремя орденами Ленина (1958, 1969, 1976), орденами Трудового Красного Знамени (1957), Октябрьской Революции (1974), Дружбы народов (1982), Отечественной войны I степени (1985), "За заслуги перед Отечеством" II степени (1994), "За военные заслуги" (2004), Святого апостола Андрея Первозванного (1998), двумя медалями "Серп и Молот и др. Также удостоен ордена Почета (Белоруссия), ордена "Достык" I степени (Казахстан).

В 2009 г. конструктор получил в дар от президента Венесуэлы Уго Чавеса копию шпаги Симона Боливара, вручение которой приравнивается к высшей награде страны. В 2013 г. Михаил Калашников получил часы от президента России Владимира Путина.
Академик Международной академии информатизации (1997). Почетный академик Российской академии ракетных и артиллерийских наук (1993)., почетный член Российской инженерной академии (1994). Академик 16-ти различных российских и зарубежных академий.
Заслуженный работник промышленности СССР (1989), Заслуженный деятель науки и техники Удмуртской Республики. Заслуженный деятель науки и техники Украинской АССР (1979).
Почетный гражданин Удмуртской Республики (1995), Алтайского края, города Ижевска (1988), села Курья.

Получил 35 авторских свидетельств на изобретения. Опубликовал шесть книг: "Записки конструктора-оружейника" (1992), "От чужого порога до Спасских ворот" (1997), "Я с вами шел одной дорогой" (1999), "В вихре моей жизни" (2008) и др.

Был дважды женат. Первая супруга - Екатерина Даниловна Астахова, уроженка Алтайского края, работала в железнодорожном депо станции Матай. Вторая - Екатерина Викторовна Калашникова (Моисеева) (1921—1977), техник-конструктор. Дети: Виктор (1942-2018), конструктор-оружейник, работал в Концерне "Калашников"; Елена (1948 г. р.), возглавляет фонд Михаила Калашникова; Наталья (1953—1983). Дочь второй жены - Нелли Михайловна (1942 г. р.).

{{filterList[filterType]}}