Родился 20 августа 1937 г. в Москве в семье Сергея Владимировича Михалкова (1913-2009) и Натальи Петровны Кончаловской (1903-1988). Его отец - писатель, поэт, автор текстов гимнов СССР и Российской Федерации. Мать - писательница, переводчица. Младший брат - Никита Михалков (род. 1945, актер и режиссер, народный артист РСФСР).
С конца 1941 г. Андрей Кончаловский вместе с матерью и сестрой Екатериной (дочь Натальи Кончаловской от первого брака) находился в эвакуации в Алма-Ате (Казахская ССР, ныне Республика Казахстан), затем - в Уфе. В Москву они вернулись в 1944 г. Отец в 1941-1945 гг. работал военным корреспондентом.
В 1952 г. Андрей Кончаловский окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории (МГК) им. П. И. Чайковского, в 1957 г. - Академическое музыкальное училище при МГК.
В 1957-1959 гг. учился в Московской консерватории по классу фортепиано, но решил не связывать свою профессию с музыкой.
В 1965 г. окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова). Выпускник мастерской народного артиста СССР Михаила Ромма.
Работа в кино
Первой режиссерской работой Андрея Кончаловского стала короткометражная лента "Мальчик и голубь", снятая совместно с Евгением Осташенко в качестве курсовой работы (1961). Главную роль в ней исполнил школьник Николай Бурляев, впоследствии ставший известным актером.
Полнометражный режиссерский дебют Кончаловского - драма "Первый учитель" по повести Чингиза Айтматова (1965).
В 1967 г. Андрей Кончаловский снял мелодраму "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж". Большинство ролей в ней сыграли жители Горьковской (ныне Нижегородской) области, не являвшиеся профессиональными актерами, но исполнительницей заглавной роли была опытная актриса Ия Саввина. В широкий прокат лента вышла только в 1988 г. Режиссер связывал запрет на показ ленты в конце 1960-х гг. с противодействием первого секретаря Горьковского обкома КПСС Константина Катушева, поскольку картина "страшно ему не понравилась".
В 1969 г. Андрей Кончаловский поставил драму "Дворянское гнездо" по мотивам романа Ивана Тургенева, в 1970 г. - драму "Дядя Ваня" по пьесе Антона Чехова. В 1974 г. на экраны вышла его мелодрама "Романс о влюбленных", в 1979 г. состоялась премьера драматической эпопеи "Сибириада".
С 1980 г. режиссер, женатый в то время на француженке Вивиан Годэ и имевший право на выезд из страны, проживал во Франции, сохраняя при этом советское гражданство. Впоследствии Кончаловский отмечал в интервью, что причиной его отъезда за рубеж являлось желание путешествовать, а не отсутствие свободы творчества.
В 1981 г. Андрей Кончаловский переехал в США. Занимался написанием сценариев, преподавал теорию и историю кинодраматургии в университете Пеппердайн (г. Малибу, шт. Калифорния).
В 1983 г. на экраны вышел первый американский фильм режиссера - драма "Возлюбленные Марии" с участием Настасьи Кински, поставленная по мотивам повести Андрея Платонова "Река Потудань". За ней последовали боевик "Поезд-беглец" (1985) и мелодрама "Дуэт для солиста" (1986).
В 1987 г. режиссер в качестве официального гостя посетил Московский международный кинофестиваль, во внеконкурсной программе которого показывали его фильмы, поставленные за рубежом.
Также Кончаловский снял в США драму "Стыдливые люди" (1987), комедийный боевик "Танго и Кэш" (1989), драму "Гомер и Эдди" (1989), мини-сериал "Одиссея" (1997) и телефильм "Лев зимой" по пьесе Джеймса Голдмена (2003).
С начала 1990-х гг. режиссер преимущественно проживает в России. В 1991 г. он снял драму "Ближний круг", в 1994 г. - кинопритчу "Курочка Ряба", ставшую продолжением "Истории Аси Клячиной...".
Широкую известность получила социальная драма "Дом дураков" (2002). Она повествует о жизни пациентов психиатрического интерната в Ингушетии, покинутых персоналом из-за боевых действий в ходе военного конфликта на Северном Кавказе.
Среди последующих работ режиссера - комедийная мелодрама "Глянец" (2007), приключенческий фильм в формате 3D "Щелкунчик и Крысиный король" (2010), драмы "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014), "Рай" (2016), "Грех" (2018) и "Дорогие товарищи!" (2020). В общей сложности он поставил более 25 фильмов.
Андрей Кончаловский является автором и соавтором сценариев большинства своих кинокартин, а также ряда фильмов других режиссеров: Андрея Тарковского ("Каток и скрипка", 1960; "Иваново детство", 1962; "Андрей Рублев", 1966), Шакена Айманова ("Конец атамана", 1970), Никиты Михалкова ("Раба любви", 1975), Эльдора Уразбаева ("Транссибирский экспресс", 1977).
Фильмы, снятые Андреем Кончаловским, неоднократно отмечались различными премиями и наградами: "Первый учитель" - призом Всесоюзного фестиваля в Киеве (1966) и специальной премией жюри на Международном кинофестивале в Йере (Франция, 1967), "Дядя Ваня" - призом Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (Испания, 1971), "Романс о влюбленных" - главным призом Международного кинофестиваля в Карловых Варах (Чехословакия, 1974), "Сибириада" - Гран-при Каннского фестиваля (1979), "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж" - кинопремией "Ника" в номинации "Лучшая режиссерская работа" (1989), "Курочка Ряба" - призом за лучшую иностранную кинокартину Международного кинофестиваля в Тромсе (Норвегия, 1995), "Дом дураков" - специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля (2002) и премией жюри Бергенского международного кинофестиваля (Норвегия, 2002), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" - призом за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля (2014) и российской кинопремией "Золотой орел" в номинации "Лучший сценарий" (2015), "Рай" - призом за лучшую режиссуру Венецианского кинофестиваля (2016), премией за лучший сценарий Международного кинофестиваля в Мар-дель-Плата (Аргентина, 2016), кинопремиями "Золотой орел" и "Ника" в номинациях "Лучший игровой фильм" и "Лучшая режиссерская работа" (2017), "Дорогие товарищи!" - специальным призом жюри Венецианского кинофестиваля (2020), кинопремией "Золотой орел" в категории "Лучшая режиссерская работа" (2021) и др.
Андрей Кончаловский является обладателем специального приза "За вклад в мировой кинематограф" Московского международного кинофестиваля (1997), приза гильдии кинорежиссеров России "За гражданскую позицию, принципиальность и вклад в развитие киноискусства" фестиваля фильмов о правах человека "Сталкер" (Москва, 2006), специального приза "За вклад в развитие мирового кинематографа" Международного кинофестиваля в Марракеше (Марокко, 2008), специального приза "За выдающийся вклад в мировое киноискусство" Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского (Иваново, 2011), Международной католической кинопремии им. Робера Брессона (2016), почетного приза "За выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России" Московского еврейского кинофестиваля (2017).
Работа в театре
Андрей Кончаловский поставил ряд спектаклей в зарубежных и российских театрах. В их числе: "Чайка" по пьесе Антона Чехова (1987, "Одеон", Париж; 2004, Государственный академический театр им. Моссовета), "Мисс Жюли" по пьесе Августа Стриндберга "Фрекен Жюли" (2005, Московский драматический театр на Малой Бронной), "Король Лир" по трагедии Уильяма Шекспира (2006, Театр на Воли, Варшава), "Дядя Ваня", "Три сестры" и "Вишневый сад" по пьесам Антона Чехова (2009-2016, Государственный академический театр им. Моссовета). Также он осуществлял режиссуру нескольких опер. Среди них: "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" Петра Чайковского (1985, 1987, "Ла Скала", Милан), "Война и мир" Сергея Прокофьева (2000, Государственный академический Мариинский театр, Санкт-Петербург; 2002, "Метрополитен-опера", Нью-Йорк), "Бал-маскарад" Джузеппе Верди (2001, Государственный академический Мариинский театр и Театр Реджио в Турине), "Борис Годунов" Модеста Мусоргского (2010, Театр Реджио). В 2016 г. в Московском театре мюзикла Андрей Кончаловский поставил рок-оперу "Преступление и наказание" по мотивам романа Федора Достоевского.
С 2016 по 2020 г. Андрей Кончаловский входил в состав режиссерской коллегии Московского государственного академического театра им. Моссовета. В 2022 г. поставил в нем спектакль "Укрощение строптивой" по пьесе Уильяма Шекспира.
Также был режиссером музыкального шоу "Наша древняя столица" на Красной площади к 850-летию Москвы (1997) и представления на балюстраде Константиновского дворца в Санкт-Петербурге к 300-летию города (2003).
Книги
Автор книг "Парабола замысла" (1977), "Низкие истины" (1998), "Возвышающий обман" (1999), "Белая сирень" (2001, в соавторстве с Юрием Нагибиным), сборников "На трибуне реакционера" (2007, в соавторстве с Владимиром Пастуховым) и "9 глав о кино и т. д." (2012).
Членство в профессиональных организациях, общественная деятельность
Член Союза кинематографистов РФ и Национальной академии кинематографических искусств и наук России, президент Российской академии кинематографических искусств "Ника" (2013).
В 2003 г. основал Продюсерский центр Андрея Кончаловского, реализующий проекты в сферах кинематографа, телевидения, театра и др.
В 2010-2012 гг. Андрей Кончаловский входил в состав Общественной палаты РФ, являлся членом комиссии по сохранению и развитию отечественной культуры.
В 2016 г. возглавил творческий совет Российского военно-исторического общества.
Член попечительских советов благотворительных фондов "Северная корона" и "Русский силуэт".
Звания, награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974). Народный артист РСФСР (1980).
Андрей Кончаловский награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени (1997), "Данакер" (Киргизия, 2003), Почетного легиона (Франция, 2011), "За заслуги перед Итальянской Республикой" (2018).
Лауреат Государственной премии Казахской ССР 1972 г., премии правительства РФ в области культуры 2017 г.
Почетный профессор ВГИКа (2002) и Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (2017).
Личные сведения
Андрей Кончаловский женат на заслуженной артистке РФ Юлии Высоцкой. Сын от брака с актрисой Натальей Аринбасаровой - режиссер Егор Кончаловский (род. 1966).
Книги и фильмы об Андрее Кончаловском
Жизни и творчеству режиссера посвящены книга "Андрей Кончаловский. Никто не знает..." (2012, автор Виктор Филимонов), документальные фильмы "Андрей Кончаловский. Сцена" (2007, режиссер Никита Тихонов), "Считаю себя подающим надежды. Андрей Кончаловский" (2007, Алексей Колесников), "Две жизни Андрея Кончаловского" (2012, Людмила Снигирева) и "Поле притяжения Андрея Кончаловского" (2017, Сергей Браверман), цикл телепрограмм "Монолог в четырех частях. Андрей Кончаловский" (2012, режиссер Ольга Высоцкая).