Все новости
Энциклопедия

Конёнков, Сергей Тимофеевич

Конёнков, Сергей Тимофеевич
© Владимир Савостьянов/ТАСС

Родился 10 июля 1874 г. в дер. Караковичи (Ельнинский уезд Смоленской губернии) в крестьянской семье.

С 1885 по 1892 г. учился в гимназии в гор. Рославль (Смоленская губерния). Затем поступил на скульптурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Занимался под руководством скульпторов Сергея Волнухина и Сергея Иванова. В 1896-1897 гг. на поощрительные средства, выделенные меценатом Павлом Третьяковым, совершил поездку в Европу. Посетил Германию, Францию и Италию; знакомился с собраниями местных музеев и распространенными в Европе архитектурными стилями. По возвращении в Россию в 1898 г. исполнил гипсовую скульптуру "Камнебоец" (в том же году отлита из бронзы), изображавшую рабочего в момент размышления над своим трудом. В 1899 г. был удостоен за нее большой серебряной медали МУЖВЗ.
С 1899 по 1902 г. Сергей Коненков занимался в Высшем художественном училище при Императорской академии художеств (Санкт-Петербург) в мастерской профессора Владимира Беклемишева. В 1902 г. за аллегорическую гипсовую скульптуру "Самсон, разрывающий узы" (не сохранилась) был удостоен звания художника-скульптора.

Жизненный и творческий путь
С 1902 г. Сергей Коненков проживал и работал в Москве. Принимал участие в событиях революции 1905-1907 гг., в частности был начальником одной из боевых дружин на Арбате. В этот период исполнил из камня портретные работы, связанные с социальной тематикой, - "Рабочий-боевик 1905 года Иван Чуркин" и "Атеист".
В 1906 г. изготовил гипсовый бюст композитора Никколо Паганини, в 1908 г. - мраморный бюст писателя Антона Чехова.
В 1909-1915 гг. Сергей Коненков был членом Союза русских художников.
В 1910 г. исполнил деревянный фриз-панно "Пиршество" для столовой в московском доме купчихи Маргариты Карповой, деревянную скульптуру "Старичок-полевичок", а также мраморный бюст композитора Иоганна Себастьяна Баха.
В 1912 г. путешествовал по Греции и Египту, где изучал древнее искусство. Изваял ряд мраморных работ, навеянных греческой пластикой ("Кора", "Эос", "Урания", "Гелиос" и др.).
В 1916 г. Сергей Коненков исполнил деревянные портреты сказительницы Марии Кривополеновой (работа известна как "Вещая старушка") и танцовщицы Айседоры Дункан. В том же году он стал действительным членом Императорской академии художеств, а в его московской мастерской на Пресне была проведена первая персональная выставка.
С начала Февральской революции 1917 г. участвовал в общественной жизни. Был избран председателем профессионального Союза скульпторов-художников, принимал участие в работе отдела изобразительных искусств Наркомпроса.
Сергей Коненков принял Октябрьскую революцию 1917 г. В первые годы советской власти участвовал в осуществлении плана так называемой монументальной пропаганды. В 1918 г. на Сенатской башне Московского кремля была открыта выполненная им мемориальная доска "Павшим в борьбе за мир и братство народов" (цветной цемент). В 1919 г. Коненков завершил деревянную скульптурную группу "Степан Разин со своей ватагой" (в том же году временно выставлялась на Лобном месте на Красной площади). Впоследствии обе работы были переданы в Русский музей.
В 1918-1922 гг. преподавал в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) и студии Пролеткульта.
В 1923 г. Сергей Коненков участвовал в скульптурном оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. Представил деревянные статуи "Рабочий", "Крестьянин", "Текстильщица" и др.
В конце 1923 г., сопровождая выставку русского искусства, выехал в США. Она была проведена в Нью-Йорке в 1924 г., Сергей Коненков остался жить и работать в этом городе. В 1925 г. там состоялась его персональная выставка. Исполнил ряд скульптурных портретов деятелей русской культуры (1924, дерево - писатель Лев Толстой; 1925, бронза - композитор Сергей Рахманинов; 1925, гипс - певец Федор Шаляпин).
В 1928-1929 гг. совершил поездку в Италию. В 1928 г. в гор. Сорренто с натуры создал скульптурный портрет писателя Максима Горького (изначально был выполнен в глине, затем отлит в бронзе). В 1929 г. персональная выставка Коненкова прошла в Риме.
В 1929 г. скульптор вернулся в Нью-Йорк, где жил до 1945 г. Продолжал творческую деятельность, исполнил ряд гипсовых скульптурных портретов деятелей русской науки и культуры (1929 - физиолог Иван Павлов; 1933 - писатель Федор Достоевский; 1937 - поэт Александр Пушкин), а также бронзовый бюст физика Альберта Эйнштейна (1938).
На протяжении более чем 20-летнего проживания скульптора в США руководство СССР не выдвигало в его отношении никаких претензий. Существует точка зрения, объясняющая это тем, что супруга Коненкова, Маргарита Воронцова, была агентом советской разведки.
В конце 1945 г. на специально зафрахтованном пароходе "Смольный" Сергей Коненков вернулся в СССР (также было вывезено большинство его работ, созданных за время работы в США). В 1947 г. получил в Москве квартиру и мастерскую в доме №17 на улице Горького (ныне Тверская улица).
В 1947 г. исполнил монументальную гипсовую статую "Освобожденный человек" ("Самсон"), идейно-эстетически близкую ранним работам. В ней автор утверждал счастье свободы, веру в человека и могущество его творческих сил.
В 1950 г. представил мраморный скульптурный портрет "Марфинька" (изображал Марфу Пешкову - внучку Максима Горького), в 1951 г. - мраморный скульптурный портрет "Ниночка" (изображал дочь Марфы Пешковой).
В 1951 г. в Москве был установлен бронзовый памятник хирургу Александру Вишневскому, выполненный Коненковым.
В 1953-1954 гг. Сергей Коненков работал над скульптурным оформлением здания Института геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского Академии наук СССР (ныне относится к структуре Российской академии наук; Москва), а также Музыкально-драматического театра Карело-Финской ССР (ныне Музыкальный театр Республики Карелия, Петрозаводск).
В 1954 г. был избран действительным членом Академии художеств СССР. Тогда же, в год своего 80-летия, исполнил мраморный бюст-автопортрет. Это произведение, представляющее образ творца-мыслителя, получило широкую известность.
Среди заметных работ позднего периода творчества - скульптурные портреты государственного деятеля Анатолия Луначарского (1965, мрамор) и ученого Константина Циолковского (1966, алюминий).
В 1965 г. Сергей Коненков выступил одним из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В том же году совместно с писателем Леонидом Леоновым и художником Павлом Кориным он опубликовал в журнале "Молодая гвардия" открытое письмо "Берегите святыню нашу!​". Оно содержало призыв к сохранению памятников русской национальной культуры. Эта публикация получила широкий общественный резонанс.
В 1969-1971 гг. Сергей Коненков работал над проектом скульптурной композиции "Степан Разин с дружиной", подготовил ее деревянную модель. В 1972 г., уже после смерти скульптора, бетонный вариант композиции был установлен в Ростове-на-Дону.
Книги
Автор книг "Земля и люди" (1968), "Мой век" (1971).
Кончина
Сергей Коненков скончался 9 октября 1971 г. в Москве на 98-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Звания, награды
Герой Социалистического Труда (1964).
Народный художник СССР (1958).

Сергей Коненков был награжден двумя орденами Ленина (1956, 1964).
Лауреат Сталинской премии III степени (1951), Ленинской премии (1957).

Почетный гражданин Смоленска (1964).

Личные сведения
Первая жена (середина 1900-х - начало 1910-х гг.) - Татьяна Коняева. Их первенец, Марк, умер в раннем детстве. Второй сын - Кирилл Коненков (1909-2000, кандидат технических наук, инженер-конструктор). С 1922 г. второй супругой скульптора была Маргарита Воронцова (1895-1980).

Признание, память
С 1974 г. в Москве работает мемориальный музей "Творческая мастерская Сергея Коненкова" (ул. Тверская, д. 17). На стене дома, в котором он располагается, установлена мемориальная доска.
В Смоленске находится Музей скульптуры Сергея Коненкова. Он входит в структуру Смоленского государственного музея-заповедника.
В честь Сергея Коненкова названы улицы в Москве, Смоленске, Рославле (Смоленская обл.) и Новошахтинске (Ростовская обл.).
Жизни и творчеству скульптора посвящены книги "Сергей Тимофеевич Коненков" (1967, автор Ксения Кравченко), "Коненков" (1982, Юрий Бычков) и др., документальные фильмы "Народный художник СССР Сергей Тимофеевич Коненков" (1964, режиссер Наталья Баринова) и "Резец и музыка. Сергей Коненков" (2004, Андрей Судиловский).

{{filterList[filterType]}}