Все новости
Энциклопедия

Крикалёв, Сергей Константинович

Крикалёв, Сергей Константинович
© ТАСС/Михаил Метцель

Родился 27 августа 1958 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
С 1977 г. Сергей Крикалев занимался самолетным спортом в Ленинградском аэроклубе ДОСААФ, входил в состав сборной Ленинграда по высшему пилотажу (1980-1981). Затем был членом Центрального аэроклуба СССР (ныне Национальный аэроклуб России) им. Чкалова в Москве.

Образование, ученая степень
В 1981 г. с отличием окончил машиностроительный факультет Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский государственный технический университет "Военмех" им. Д. Ф. Устинова) по специальности "проектирование и производство летательных аппаратов", получив квалификацию инженера-механика.

Кандидат психологических наук. В 2008 г. в Российской академии государственной службы при президенте РФ (ныне Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ) защитил диссертацию на тему "Психологические детерминанты процесса принятия решения госслужащим в экстремальных ситуациях".

Начало карьеры
Одновременно с учебой в Военмехе, с ноября 1977 г. по май 1980 г., работал в институте лаборантом, затем старшим лаборантом.
С сентября 1980 г. проходил преддипломную практику в головном конструкторском бюро (ГКБ) НПО "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С. П. Королева) в подмосковном г. Калининграде (ныне Королев).
С сентября 1981 г. работал в ГКБ НПО "Энергия" инженером, старшим инженером, начальником группы (1983-1985). Занимался разработкой инструкций для космонавтов, отработкой действий экипажей пилотируемых космических аппаратов. В 1985 г. входил в группу по восстановлению работоспособности орбитальной станции "Салют-7", с которой была потеряна связь. Принимал участие в разработках методов стыковки с неуправляемой станцией и ремонта ее бортовых систем.
В отряде космонавтов
2 сентября 1985 г. Сергей Крикалев был зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". После прохождения курса в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина в 1986 г. ему была присвоена квалификация "космонавт-испытатель".
В 1986-1988 гг. проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Энергия - Буран". В ее рамках совершил полеты с инструктором на самолетах МиГ-21, МиГ-25 и Ту-134. Впоследствии программа была закрыта.
В феврале 1987 г. был назначен космонавтом-испытателем НПО "Энергия". Затем занимал должности заместителя начальника отдела (1990-1992), инструктора-космонавта-испытателя I класса (1992), начальника отдела (1992-1994).
26 ноября 1988 г. - 27 апреля 1989 г. Сергей Крикалев совершил свой первый полет в качестве бортинженера корабля "Союз ТМ-7" и 4-й основной экспедиции (ЭО-4) орбитальной станции "Мир". Работал на станции вместе с Александром Волковым, Валерием Поляковым и первым французским космонавтом Жан-Лу Кретьеном (член экспедиции посещения).
Во время второго полета, 18 мая 1991 г. - 25 марта 1992 г., был бортинженером 9-й и 10-й основных экспедиций станции "Мир". Стартовал на корабле "Союз ТМ-12", вернулся на "Союзе ТМ-13". Совершил с борта станции семь выходов в открытый космос. На "Мире" работал вместе Анатолием Арцебарским (командир ЭО-9), Александром Волковым (командир ЭО-10) и членами экспедиций посещения: англичанкой Хелен Шарман (первый космонавт Великобритании), казахом Токтаром Аубакировым (советский космонавт, работал по казахстанской программе), первым космонавтом Австрии Францем Фибеком, немцем Клаус-Дитрихом Фладе.
Осенью 1992 г. Сергей Крикалев был отобран для российско-американского полета на многоразовом корабле типа Space Shuttle ("Спейс шаттл"). С ноября 1992 г. проходил подготовку в Центре космических исследований им. Линдона Джонсона в Хьюстоне (штат Техас). Получил сертификат Национального управления США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) по работе с манипулятором шаттла, а также лицензию второго пилота американского самолета Т-38 (налетал более 140 часов).
3-11 февраля 1994 г. первым среди российских космонавтов осуществил полет на американском шаттле, был членом экипажа миссии STS-60 Discovery ("Дискавери").
В 1995-1996 гг. работал в Центре управления полетами (ЦУП) заместителем руководителя полетом станции "Мир". Входил в состав аварийной комиссии по расследованию неудачной стыковки грузового корабля "Прогресс М-34" со станцией 25 июня 1997 г., которая привела к разгерметизации ее модуля "Спектр". Возглавлял группу экспертов ЦУП в Хьюстоне, где помогал налаживать взаимодействие между российским и американским центрами.
2-14 декабря 1998 г. совершил полет на шаттле Endeavour ("Индевор") в рамках строительства Международной космической станции (МКС). Входил в состав первого экипажа, посетившего МКС. Задачей миссии STS-88 была доставка на орбиту второго модуля станции - американского Unity ("Юнити").
С 31 октября 2000 г. по 21 марта 2001 г. работал на МКС по программе первой основной экспедиции (МКС-1) вместе с американцем Уильямом Шепардом (командир) и россиянином Юрием Гидзенко. Экипаж прибыл на станцию на российском "Союзе ТМ-31", вернулся на Землю на американском Discovery (STS-102).
Свой шестой и последний космический полет Сергей Крикалев совершил 15 апреля - 10 октября 2005 г. в качестве командира корабля "Союз ТМА-6" и 11-й основной экспедиции на МКС. Работал на станции с американцем Джоном Филлипсом и итальянцем Роберто Виттори, членом экспедиции посещения. Один раз выходил в открытый космос.
В общей сложности за шесть полетов провел в космосе 803 суток 9 часов 39 минут 9 секунд и совершил восемь выходов в открытый космос (суммарное время - 41 час 26 минут). Возвратившись из последнего полета, Сергей Крикалев стал новым мировым рекордсменом по суммарной продолжительности пребывания в космосе (опередил коллегу Сергея Авдеева, 747 суток) и удерживал это первенство в течение десяти лет. С 2015 г. этот рекорд принадлежит российскому космонавту Геннадию Падалке (878).
Профессиональная и общественная деятельность
В феврале 2007 г. был назначен вице-президентом РКК "Энергия" по пилотируемым полетам и заместителем генерального конструктора с сохранением летного статуса в отряде космонавтов (президентом РКК и генконструктором в то время был Николай Севастьянов). После назначения в июле 2007 г. нового главы РКК Виталия Лопоты Сергей Крикалев покинул пост вице-президента корпорации, однако продолжил работать заместителем генконструктора РКК. Занимал должность до марта 2009 г.
2 декабря 2007 г. баллотировался в Государственную думу РФ V созыва по федеральному списку партии "Единая Россия" (№16 в региональной группе №81, Санкт-Петербург). По итогам распределения мандатов в Думу не прошел.
В 2009-2014 гг. был начальником Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина.
С 2014 по 2016 г. работал в Центральном научно-исследовательском институте машиностроения (ЦНИИмаш, головной институт Роскосмоса) первым заместителем, затем заместителем генерального директора по пилотируемым программ. Разрабатывал планы пилотируемых полетов в рамках программы освоения дальнего космоса.
С марта 2016 г. - исполнительный директор по пилотируемым космическим программам госкорпорации "Роскосмос" (с перерывом в июне - июле 2021 г.). Также 11 июня 2021 г. Сергей Крикалев был назначен советником гендиректора госкорпорации Дмитрия Рогозина. Сохранил свою должность после того, как в июле 2022 г. госкорпорацию возглавил Юрий Борисов.
В 2017-2018 гг. возглавлял правление Международной ассоциации участников космической деятельности (Москва), объединяющей предприятия космической отрасли России. В 2016-2019 гг. - вице-президент Международной астронавтической федерации (International Astronautical Federation, Париж).
Президент Федерации космонавтики России (с 2022 г.).
В 2021 г. Сергей Крикалев возглавил оргкомитет Детского авиакосмического салона (ДАКС) - первого в мире авиакосмического салона, организованного для детей по его инициативе. Ныне член оргкомитета, возглавляет набсовет АНО "Летающее поколение".
С 18 января 2024 г. - специальный представитель президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области космоса.

Награды, почетные звания
Герой Советского Союза (1989) и Герой Российской Федерации (звание получил 11 апреля 1992 г. одним из первых). Награжден орденами Ленина (1989), Дружбы народов (1992), Почета (1998), "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2002), медалью "За заслуги в освоении космоса" (2011).
Офицер французского ордена Почетного легиона (1989), награжден японским орденом Восходящего солнца 3-й степени (2019).

Имеет медали НАСА (США): "За космический полет" (1994, 1998, 2001) и "За выдающиеся общественные заслуги" (2003).
Летчик-космонавт СССР (1989). Почетный гражданин Санкт-Петербурга (2007).

Спортивные достижения, увлечения, признание
Мастер спорта СССР (1981) и мастер спорта международного класса (1995) по высшему пилотажу. Заслуженный мастер спорта России (2007). Освоил самолеты: Як-18А, Як-50, Як-52, Як-55, Як-55М, Су-26, Су-29, Л-39, американский Cessna ("Сессна").
Выступал за команду Центрального аэроклуба СССР, сборную РСФСР и СССР в соревнованиях, в т. ч. международных, по высшему пилотажу. В 1983 г. стал абсолютным чемпионом Москвы по высшему пилотажу, в 1986 г. - чемпионом СССР и призером по упражнениям, в 1996 г. - победителем чемпионата Европы в командном зачете и чемпионом по упражнению. В 1997 г. на Первых Всемирных воздушных играх в Турции занял первое место в командном зачете и второе в личном зачете по высшему пилотажу на планерах.
Увлекается плаванием (в т. ч. подводным), горными лыжами, виндсерфингом, теннисом, любительским радио, фотографией (автор серии снимков Земли "Живопись Творца", сделанных с борта МКС).

{{filterList[filterType]}}