Все новости
Энциклопедия

Куросава, Акира

Происхождение, образование
Акира Куросава родился 23 марта 1910 г. в Токио в семье офицера, потомственного самурая (до 1868 г. самураи считались привилегированным классом в Японии). Был младшим из восьми детей. Интерес к кино возник у него в раннем детстве. В школьные годы он увлекся живописью, каллиграфией и кэндо - японским искусством фехтования на бамбуковых мечах. В 1927 г. Куросава поступил в школу живописи, окончив которую, некоторое время был художником.
Начало карьеры
В 1936 г. Акира Куросава устроился ассистентом режиссера в компанию Photo Chemical Laboratories (позднее преобразована в студию Toho). Здесь он начал писать сценарии. Эти работы, не доходившие до реализации, тем не менее печатались в японских литературных журналах и получали положительную критику. За несколько лет Куросава продвинулся до главного помощника режиссера, освоив различные этапы кинопроизводства.
В 1943 г. на экраны вышел первый фильм Куросавы - "Гений дзюдо", в котором он выступил также в качестве сценариста. Эта лента о развитии дзюдо в Японии в конце XIX в. сначала была воспринята критиками как милитаристская пропаганда, однако со временем получила статус эталона в жанре фильмов о боевых искусствах. В 1944 г. Куросава снял второй фильм - "Самые красивые" - рассказ о девушках, трудящихся на военном заводе. В драме "Нет сожалений о нашей юности" (1946) Куросава поднял тему японского милитаризма. Лента была хорошо принята публикой и стала коммерчески успешной.
Режиссер с мировым именем
Первой, по признанию самого Куросавы, по-настоящему независимой картиной, созданной без оглядки на цензуру, стала криминальная драма "Пьяный ангел" (1948) о гангстере, который смог изменить свою судьбу, отказавшись от дурного прошлого. Картина получила многочисленные восторженные отзывы и стала лучшим фильмом года по версии журнала Kinema Junpo.
В 1950 г. на киноэкраны вышла философская притча "Расёмон", снятая по рассказам классика японской литературы Рюноскэ Акутагавы. В фильме, в котором несколько человек по-разному интерпретируют совершенное преступление, затрагивается проблема многогранности истины. В 1951 г. эта лента получила Гран-при Венецианского кинофестиваля и стала первой японской картиной, удостоенной премии Оскар (1952; в номинации "Лучший фильм на иностранном языке").
В 1954 г. Акира Куросава обратился к традиционному жанру исторической драмы о похождениях самураев - дзидайгэки. Действие эпоса "Семь самураев" он перенес во вторую половину XVI в., детально воссоздав быт и нравы того времени. По сюжету группа ронинов (скитающихся самураев), нанятых жителями небольшой деревни для защиты от разбойников, организует оборону поселения. Сплоченные действия наемников и местных жителей приносят им победу. Этот сюжет впоследствии воспроизводился во многих приключенческих фильмах, в т. ч. в вестерне Серджио Леоне "Великолепная семерка" (1960).
Куросава неоднократно обращался к классической литературе. В 1951 г. он снял драму "Идиот" по одноименному роману Федора Достоевского. По словам Куросавы, Достоевский был его любимым автором и "одним из немногих, кто наиболее честно писал о человеческом существовании". Годом позднее на киноэкраны вышел фильм "Жить", в основе которого лежит рассказ Льва Толстого "Смерть Ивана Ильича". Эта работа Куросавы впоследствии стала образцом для многочисленных европейских и американских режиссеров, снимавших фильмы о переосмыслении ценностей перед лицом смерти. Драма "Трон в крови" (1957) - переложение шекспировской трагедии "Макбет" на японском материале - была номинирована на "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля. Вольная интерпретация "Гамлета" - "Злые остаются живыми" (1960) - стала первой картиной, снятой Куросавой на созданной им в 1959 г. киностудии Kurosawa Production. Драма "Ран" (1987) - экранизация "Короля Лира" в декорациях средневековой Японии - завоевала премию Британской киноакадемии BAFTA как лучший фильм на иностранном языке, была номинирована на "Оскар" и премию "Сезар".
Финансовые проблемы Kurosawa Production в 1960-1970-х гг. заставили режиссера обратиться за помощью к иностранным источникам финансирования. В 1975 г. Акира Куросава по предложению режиссера Сергея Герасимова снял советско-японский фильм по мотивам произведения Владимира Арсеньева "Дерсу Узала" о жизни охотника в Уссурийской тайге. Этот проект принес Куросаве второй "Оскар" за "лучший фильм на иностранном языке". В 1980 г. режиссер при финансовой помощи коллег из США (в частности, режиссеров Джорджа Лукаса и Фрэнсиса Форда Копполы) выпустил фильм "Кагэмуся: тень воина". История мелкого воришки XVI в., выдающего себя за правителя, стала одним из шедевров мирового кинематографа и была удостоена "Золотой пальмовой ветви" Каннского кинофестиваля.
Одной из последних работ Куросавы стал сборник из восьми новелл "Сны" (1990), в которых автор затрагивает важные для своего творчества проблемы экологии, гуманизма, войны, жизни и смерти, науки и религии.
Наследие
Всего на счету Куросавы-режиссера более 30 работ, в более чем 70 фильмах он выступал в качестве сценариста, в 11 был продюсером.
Он является лауреатом многочисленных кинонаград, в т. ч. премии BAFTA за лучшую режиссуру (1981) за драму "Кагэмуся: тень воина" (1980). В 1990 г. он получил почетный "Оскар" за вклад в киноискусство.
За преданность кинематографу и требовательность ко всем участникам съемочного процесса Акира Куросава получил прозвище Тэмпо (яп. "император"). О его творчестве снято множество документальных лент и написано несколько сотен исследовательских работ. Акира Куросава - автор биографической книги "Что-то вроде автобиографии" (1983).
Кончина
Акира Куросава скончался 6 сентября 1998 г. в Токио от инсульта.
Семья
В 1945 г. Акира Куросава женился на актрисе, сыгравшей главную роль в его фильме "Самые красивые", Йоко Якути. В том же году у них родился сын Хисао, в 1952 г. - дочь Кадзуко.

{{filterList[filterType]}}