Происхождение
Клод Лелуш родился 30 октября 1937 г. в Париже. Его отец, еврей по национальности, занимался мелкой торговлей. Мать-католичка приняла иудаизм перед свадьбой, она зарабатывала шитьем. После начала Второй мировой войны и вторжения немцев во Францию в 1940 г. семья переехала в Алжир к дальним родственникам. В 1942 г. мать с пятилетним Клодом приехала к сестре в Ниццу. В то время Лазурный берег еще находился в свободной зоне, а север страны был оккупирован. Однако вскоре выяснилось, что граница свободной зоны была закрыта и выехать из Франции нельзя. Они оказались в Париже, где постоянно меняли место жительства. Мать, уходя на работу, часто оставляла сына в кинотеатрах, чтобы мальчика не забрали в гестапо. Маленький Клод смотрел по несколько фильмов в день. Семья воссоединилась в 1945 г. На один из дней рождений родители подарили Клоду его первую 8-ми миллиметровую кинокамеру.
Кинематографическая карьера
В 1950 г. в 13 лет Клод Лелуш дебютировал в качестве оператора на съемках короткометражного документального фильма о войне "Зло века", за который был удостоен Гран-при любительского кинофестиваля в Курбевуа (Франция). Уже в 16 лет он работал на телевидении в качестве штатного документалиста, а также снимал рекламные ролики.
В 1957 г. Лелуш посетил СССР. Во время этой поездки он вел съемки скрытой камерой. Отснятый материал позже был смонтирован в короткометражный документальный фильм о жизни в СССР "Когда поднимается занавес" (фильм был куплен для показа на французском телевидении, а также телекомпаниями других стран). Кроме того, Лелуш случайно оказался на киностудии "Мосфильм", где в то время шли съемки картины Михаила Калатозова "Летят журавли". Лелуш познакомился с режиссером и по его приглашению в течение двух дней работал в качестве ассистента оператора. Съемочный процесс, в котором были использовано много изобразительных приемов и новаторских идей оператора, настолько впечатлил Лелуша, что по возвращении в Париж он рекомендовал картину дирекции Каннского фестиваля. Фильм показали, и он получил главный приз - "Золотую пальмовую ветвь".
В 1960 г. Лелуш основал независимую кинокомпанию "Фильмы 13" и уже в следующем году в прокат вышел его первый художественный фильм - драматическая комедия "Человеческая сущность". Картина не имела успеха и оказалась провальной в коммерческом плане. Позже Лелуш уничтожил все ее копии. Далее последовали драматические фильмы "Любовь со многими "если" (1962) и "Девушка и ружья" (1964). В 1965 г. Лелуш снял документальный фильм о Жан-Поле Бельмондо.
В 1966 г. на экраны вышла мелодрама "Мужчина и женщина", в котором Лелуш был автором сценария, режиссером, продюсером и оператором. Она принесла мировую известность и Лелушу, и исполнителям главных ролей - Жан-Луи Трентиньяну и Анук Эме. Этот фильм, завоевавший в 1966 г. Гран-при Каннского кинофестиваля, а в 1967 г. две премии "Оскар", называют самой романтичной лентой о любви 1960-х гг. В 1986 г., сделав ставку на чувство ностальгии, Лелуш снял продолжение этой ставшей культовой ленты - "Мужчина и женщина: двадцать лет спустя", однако картина не имела прежнего успеха. В 2019 г. главные герои Трентиньяна и Эме встретились вновь в картине "Мужчина и женщина" - "Лучшие годы жизни". Тема взаимоотношений мужчины и женщины неоднократно была использована режиссером. Об этом его картины "Жить, чтобы жить" (1967), "Человек, который мне нравится" (1969), "Брак" (1974), "Другой мужчина - другой шанс" (1977), "Мужчина и женщина: способ применения" (1996), "Женщина и мужчины" (2010) и др.
В 1970-1980 гг. режиссер снимал в основном криминальные комедии и драмы, которые имели коммерческий успех. Особенную популярность у зрителей получили ленты "Приключение есть приключение" (1972), "С новым годом!" (1973), "Кошки-мышки" (1975), "Второй шанс" (1976), "Робер и Робер" (1978), "Эдит и Марсель" (1983), "Да здравствует жизнь!" (1984).
В 1988 г. вышла мелодрама "Баловень судьбы" с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Она получила две премии "Сезар" - за лучший саундтрек и лучшую мужскую роль. По словам режиссера, в ней он "смог возобновить душевную связь со зрителем", которую, как ему казалось, он "утратил в предыдущих картинах".
Неоднократно Лелуш в своих фильмах поднимал тему Второй мировой войны и Холокоста - в драмах "Одни или другие" ("Болеро"; 1981) и "Уйти и вернуться" (1985), а также в вольной экранизации романа Виктора Гюго "Отверженные" (1995), действие в которой было перенесено в XX век.
Всего за свою профессиональную карьеру Клод Лелуш снял более 60 картин. В июле 2019 г. на фестивале франкофонных фильмов в Ангулеме зрители увидели новую работу Лелуша "Добродетель невесомости", снятую на iPhone. Лелуш рассказал, что в этой картине "смог снимать жизнь так, как не делал этого еще никогда". 14 июня 2020 г. он представил зрителям свой новый фильм, снятый на мобильный телефон. Свою полнометражную картину "Достоинство непредвиденных обстоятельств", которую французский киносайт Allociné назвал "революцией в кинематографе", мастер посвятил времени и случаю. Импульсом послужила драматическая история из жизни самого Лелуша.
Награды
Кроме "Оскара" и Гран-при Каннского фестиваля Лелуш является обладателем ряда других наград. Среди них "Золотой глобус" в категории "лучший фильм на иностранном языке" (1995, "Отверженные"), "Малый золотой лев" Венецианского кинофестиваля (1996, "Мужчина и женщина: способ применения"), приза Московского международного кинофестиваля за вклад в мировое кино (2010).
Лелуш является также командором ордена искусств и литературы (1997) и ордена Почетного легиона (рыцари - 2008, офицер - 2018).
Личные сведения
В 2003 г. была издана его автобиографическая книга "Баловень судьбы", в которой Лелуш изложил воспоминания о жизни, о первых шагах в кинематографе, об актерах, снимавшихся в его фильмах.
Лелуш был трижды женат, все супруги были актрисами. Впервые он заключил брак в 1967 г. с Кристин Коше, союз продлился до 1972 г. В 1986-1992 гг. его женой была Мари-Софи Поша, в 1993-1999 гг. - Алессандра Мартинес. В первом браке родился сын Симон (1969), во втором - дочери Сабайя (1987) и Сайя (1992), сын Себ (1989), в третьем - дочь Стелла (1998). Также Лелуш имеет внебрачных детей - дочерей Сару (1976) и Саломе (1983).
Энциклопедия
Лелуш, Клод
Лелуш, Клод
© EPA/ IAN LANGSDON{{filterList[filterType]}}