Все новости
Энциклопедия

Лосев, Алексей Федорович

Лосев, Алексей Федорович
© портал "Весь Лосев"

Родился 22 сентября 1893 г. (по старому стилю 10 сентября 1893 г.) в гор. Новочеркасске (Область войска Донского, Российская империя; ныне Ростовская обл., РФ). Его отец был донским казаком, учителем физики и математики, а также музыкантом, мать - дочерью священника, настоятеля одного из храмов Новочеркасска. После ухода отца из семьи, Алексей Лосев воспитывался матерью.

Образование
Учился в Новочеркасской классической гимназии (1903-1911). Одновременно посещал частную музыкальную школу итальянского скрипача Фредерика Стаджи.
В 1915 г. с отличием окончил историко-филологический факультет Императорского Московского университета (ныне Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, МГУ) по двум отделениям: философскому и классической филологии. Был учеником философа Георгия Челпанова. Дипломную работу "О мироощущении Эсхила" защитил под руководством профессора Николая Новосадского.

Научно-преподавательская деятельность в 1920-х годах
С 1911 г. Алексей Лосев участвовал в заседаниях Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева. Познакомился там с философами Николаем Бердяевым, священником Павлом Флоренским, князем Евгением Трубецким, Семеном Франком, Иваном Ильиным, Сергеем Булгаковым и др.
В студенческие годы параллельно с учебой с 1914 г. занимался научной работой в действующем при Московском университете Психологическом институте, который возглавлял профессор Георгий Челпанов.
После завершения учебы в Московском университете Алексей Лосев был оставлен на кафедре классической филологии для подготовки к профессорскому званию.
В 1915-1918 гг. преподавал русский и древние (греческий, латынь) языки в московских гимназиях и школах.
С февраля 1919 г. по июнь 1921 г. был профессором Нижегородского университета (ныне Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского), где читал курс "Введение в классическую филологию".
С сентября 1919 г. по 1922 г. - профессор Московских Высших педагогических курсов иностранных языков (вуз существовал в 1918-1922 гг.).
С сентября 1922 г. по октябрь 1929 г. - профессор Московской государственной консерватории (ныне МГК им. П. И. Чайковского), читал курс "История эстетических учений".
В 1922 г. - научный сотрудник Государственного института музыкальной науки.
С 1923 г. по февраль 1930 г. заведовал музыкально-психологической комиссией и комиссией по истории эстетических учений в Государственной академии художественных наук.
В 1923 г. был утвержден в звании профессора государственным ученым советом Наркомпроса РСФСР. Однако преподавать философию в вузах ему не разрешалось.
С июня 1924 г. был профессором 2-го Московского госуниверситета (вуз существовал в 1918-1930 гг.).
Одновременно участвовал в работе различных религиозно-философских и научных обществ, выступал с докладами на историко-философские и религиозные темы. Публиковал свои философские работы, не выдерживающие цензуры, за свой счет.
В период с 1927 по 1930 г. вышло "восьмикнижье" Лосева: "Античный космос и современная наука", "Музыка как предмет логики", "Философия имени", "Диалектика художественной формы", "Диалектика числа у Плотина", "Критика платонизма у Аристотеля", 1-й том "Очерков античного символизма и мифологии", "Диалектика мифа".
Церковная жизнь, принятие монашества
В 1920-е гг. Алексей Лосев был регентом, чтецом и алтарником в московском храме Воздвижения Креста Господня на Воздвиженке (взорван в 1933 г.). Кроме того, в эти годы вместе с супругой Валентиной Соколовой он участвовал в подпольных собраниях московского кружка имяславцев (имяславие, движение почитателей имени Божия, зародилось в русских монастырях Афона в 1909-1913 гг.), который возглавлял духовный писатель Михаил Новоселов (канонизирован РПЦ в 2000 г.).
Алексей Лосев был противником политики заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), выступавшего за лояльность православной церкви советской власти. Был близок к движению "непоминающих" (священников и мирян, отказывавшихся поминать за богослужением советскую власть и митрополита Сергия). В июне 1929 г. супруги Лосевы тайно приняли монашеский постриг с именами Андроник и Афанасия.
Арест, освобождение, реабилитация
18 апреля 1930 г. Алексей Лосев был арестован по сфабрикованному делу о т. н. церковно-монархической организации "Истинно-православная церковь". Он был назван "идеологом церковников", "теоретиком и философом наиболее активного контрреволюционного движения - имяславства". Причиной ареста послужило включение Лосевым в окончательный вариант книги "Диалектика мифа" нескольких не проходивших цензуру фрагментов с жесткой критикой советской власти и ее внутренней политики, социализма и коммунизма.
14 мая 1930 г. в газете "Правда" появился ряд разгромных рецензий на его книгу, где Лосева назвали "философом-мракобесом". 28 июня 1930 г., выступая на XVI съезде ВКП(б), член Политбюро ЦК партии Лазарь Каганович назвал его "реакционером и черносотенцем", а книгу "Диалектика мифа" - "самой откровенной пропагандой наглейшего классового врага". В итоге монография была запрещена, ее тираж был конфискован и уничтожен, за исключением отдельных экземпляров.
5 июня 1930 г. была также арестована жена Лосева. Ее обвинили в пособничестве преступным действиям супруга, в "антисоветской пропаганде", "распространении антисоветской литературы", "разжигании религиозных предрассудков".
3 сентября 1931 г. коллегия ОГПУ приговорила Алексея Лосева к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. Валентина Лосева получила 5 лет лагерей.
Философ находился в заключении в Беломоро-Балтийском исправительно-трудовом лагере (Белбалтлаг), который был сформирован в 1931 г. на базе Соловецких и Карело-Мурманских лагерей ОГПУ СССР для строительства Беломорканала.
7 сентября 1932 г. он был освобожден из лагеря из-за резкого ухудшения зрения (позднее практически ослеп). Затем работал вольнонаемным в Белбалтлаге, занимая должность старшего корректора проектного отдела. В том же году в Белбалтлаг была переведена его жена, отбывавшая наказание в сибирских лагерях.
4 августа 1933 г. постановлением Центрального исполнительного комитета СССР с Алексея Лосева, как ударника строительства Беломорканала (было завершено в 1933 г.), была снята судимость. Он был восстановлен в гражданских правах, получив разрешение жить в Москве. Также была освобождена и его жена.
Реабилитирован Лосев был в 1994 г. (посмертно).
Деятельность после освобождения из заключения
Осенью 1933 г. Алексей Лосев с женой вернулись в Москву. 11 октября 1933 г. он был признан инвалидом III группы.
Как и прежде Лосеву было запрещено заниматься философией. На постоянную работу его не брали, до 1953 г. действовал запрет на публикацию его книг и статей.
До начала Великой Отечественной войны он работал почасовиком в московских вузах (1935-1940), ездил на экзаменационные сессии пединститутов в Куйбышев (ныне Самара, 1938), Чебоксары (1939), Полтаву (1940-1941).
В сентябре 1942 г. Алексей Лосев был принят на работу в МГУ, где стал профессором кафедры истории философии. Преподавал логику (запрет на занятия философией все еще был в силе). В октябре 1943 г. получил степень доктора филологических наук без защиты диссертации. В 1944 г. был уволен из университета по доносу.
С мая 1944 г. до конца жизни был профессором Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет, МПГУ). Работал на кафедре классической филологии, затем на кафедре общего языкознания.
С 1949 г. сотрудничал с Институтом философии Академии наук Грузинской ССР.
В 1953 г., после смерти генерального секретаря ЦК КПСС и председателя Совета министров СССР Иосифа Сталина, в издательстве Московского пединститута вышла первая после 23-летнего перерыва печатная работа Алексея Лосева - "Олимпийская мифология". С 1957 г. началось регулярное издание его научных трудов.
Кончина
Незадолго до своей смерти, осенью 1987 г., он принял участие в съемках режиссера Bиктора Косаковского, которые вошли основу документального фильма "Лосев" (вышел в 1989 г.).
24 мая 1988 г. Алексей Лосев скончался в Москве на 95-м году жизни. 26 мая он был похоронен на Ваганьковском кладбище.
Труды
В сферу научных интересов ученого входили античная философия, мифология и эстетика, русская религиозная философия, философия языка, языкознание, теория и философия музыки, богословие. Он - автор около 800 научных работ и книг, в том числе более 40 монографий.
Помимо первого Алексей Лосев написал второе "восьмикнижье": 1 том "Истории античной эстетики" вышел в 1963 г., последний 8-й (в двух книгах) - в 1992 и 1994 гг., уже после смерти автора.
В его основные труды также входят: "Эстетика Возрождения" (1978), "Эллинистически-римская эстетика I–II вв. н. э." (1979), "Диоген Лаэрций – историк античной философии" (1981), "Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию" (1982), "Языковая структура" (1983), "Бытие. Имя. Космос" (1993), "Гомер" (1996), "Хаос и структура" (1997) и др.
Написал порядка 100 статей для пятитомной "Философской энциклопедии" (1960-1970).
Свободно владел немецким, французским, английским, читал на итальянском, польском и чешском языках.
Награды
Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1983).
Лауреат Государственной премии СССР (1986, за первые шесть томов "Истории античной эстетики").
Личные сведения
Был женат на Валентине Михайловне Соколовой (1898-1954), выпускнице физико-математического факультета МГУ (1924), математике и астрономе. После ее смерти спутницей жизни философа была его ученица и духовная дочь доктор филологических наук Аза Алибековна Тахо-Годи (род. 1922). Она не была фактической женой Лосева, хотя между ними был оформлен брак.
Память
В 1990 г. в Москве было основано Культурно-просветительское общество "Лосевские беседы".
С 2002 г. проводится международная научная конференция "Лосевские чтения".
В 2004 г. в доме на Арбате, где жил ученый, была открыта государственная Библиотека истории русской философии и культуры "Дом А. Ф. Лосева" (с 2019 г. - государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы "Дом Лосева - научная библиотека и мемориальный музей"). Основой фонда учреждения стало 10-тысячное мемориальное книжное собрание философа, переданное учреждению Азой Тахо-Годи.
В 2018 г. в Институте филологии МПГУ был создан Центр русского языка и культуры им. А. Ф. Лосева и открыт Мемориальный кабинет А. Ф. Лосева.
Памятник (2006) и бюст (2010) установлены в Москве (во дворе библиотеки и в самом здании), мемориальная доска (2011) - в Новочеркасске, на здании школы №3 (бывшей гимназии, где он учился).

{{filterList[filterType]}}