Все новости
Энциклопедия

Лютер, Мартин

Происхождение и образование
Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 г. в саксонском городе Айслебен (курфюршество Саксония). Его отец прошел путь от рудокопа до владельца плавилен и меднорудных месторождений. Мартин Лютер получил строгое религиозное воспитание в соответствии с правилами католической церкви.
В 1505 г. он окончил Эрфуртский университет, где изучал философию, диалектику и право. Затем он поступил в монастырь августинцев (один из нищенствующих монашеских орденов) в Эрфурте и в 1507 г. стал священником. В 1508 г. монастырь отправил его преподавать в недавно открывшийся университет в Виттенберге, столице Саксонии (основатель университета курфюрст Фридрих III Мудрый стал покровителем Лютера). Параллельно Лютер продолжал обучение и в 1512 г. получил степень доктора теологии. Много времени он посвящал изучению и переосмыслению Библии. Наибольший интерес у него вызывал вопрос оправдания грехов.
Трансформация взглядов
Долгое время Лютер оставался приверженцем Римско-католической церкви, авторитет папы (в то время – Лев Х) был для него непререкаем. На изменение его взглядов большое влияние оказала поездка в Рим по делам ордена августинцев (1511), во время которой он, по его признанию, осознал безнравственность католического духовенства. После этого у Лютера начало складываться критическое отношение к католицизму. К 1515 г. у него сформировалось собственное представление о прощении, которое человек получает благодаря своей вере в милость Бога. Это шло вразрез с практикой выдачи индульгенций. Такие документы, временно освобождающие за грехи, в католической церкви выдавались "достойным лицам" с XI в. (с XIII в. – от лица папы). При этом человек, получивший индульгенцию, должен был внести средства в какой-либо благотворительный фонд церкви. Распространение этих грамот неоднократно сопровождалось злоупотреблениями со стороны епископов.
95 тезисов
В октябре 1517 г. папа Лев Х санкционировал продажу индульгенций с целью пополнения казны для строительства собора Святого Петра в Риме. Эта акция была осуждена Мартином Лютером, в связи с чем 31 октября он прибил на ворота Замковой церкви в Виттенберге документ, состоящий из 95 тезисов. В них выражалось сомнение в правомочности продажи индульгенций католической церковью и содержался призыв к ее реформированию (31 октября 1517 г. считается началом Реформации, крупного религиозного и общественно-политического движения в Западной и Центральной Европе).
В тезисах критиковалась не только продажа индульгенций, но и единоличное право папы прощать грехи. Тезисы предварялись предложением "начать диспут во имя любви к истине и стремления разъяснить ее". Практически за две недели о документе стало известно во всех немецких княжествах и герцогствах. Тезисы Лютера нашли положительный отклик как среди простого населения, так среди ряда местных правителей. Этому способствовала поддержка, оказываемая Лютеру Фридрихом Мудрым, который пользовался всеобщим уважением. Кроме того, многие князья, тяготившиеся финансовым гнетом Рима, поддержали Лютера в его борьбе с католической церковью в силу экономических соображений.
В начале 1518 г. 95 тезисов были осуждены папским цензором, а в 1519 г. по инициативе теолога Иоганна Экка, стоявшего на позициях католицизма, был организован публичный диспут в Лейпциге. Там Лютер подтвердил свои сомнения в праведности и непогрешимости папства, в связи с чем папа Лев X предал Лютера анафеме. В 1520 г. Мартин Лютер публично сжег во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и объявил, что "борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации".
В мае 1521 г. император Священной Римской империи Карл V издал Вормсский эдикт, в котором было запрещено распространение трудов Лютера, сам он был объявлен еретиком и преступником. Те, кто разделял его взгляды и предоставлял ему убежище, также должны были подвергаться преследованию.
Некоторое время Лютер скрывался в Вартбурге в замке Фридриха Мудрого. Там он начал работу над переводом на немецкий язык Библии. Новый Завет в немецком переводе был напечатан в 1522 г., иллюстрации к нему сделал друг и сподвижник Лютера художник Лукас Кранах Старший. Это издание также повлияло на увеличение сторонников учения Лютера. В целом распространению идей Реформации способствовало широкое применение печатного станка, изобретенного Иоганном Гутенбергом в конце 1440-х гг.
В 1522 г., несмотря на Вормсский эдикт, Лютер смог вернуться в Виттенберг, т. к. имел поддержку со стороны курфюрста Саксонии. Там он продолжил реформаторскую деятельность.
Учение Лютера
Лютер выступал против поклонения иконам, за скромность в исполнении обрядов. Он считал, что единственным источником христианских доктрин является Библия, а прощение можно получить только верой в Бога. По его мнению, спасение приходит как Божья благодать, его нельзя ничем заслужить. Также он объявил несостоятельным католический догмат о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между Богом и человеком. Согласно его взглядам, единственный посредник – Иисус.
В 1520-х гг. Лютер отошел от радикальной реформаторской позиции и начал настаивать на совместимости духовной свободы с "телесной несвободой". Тем самым он оправдывал существование крепостного права, т. е. "власти, данной Богом". Во время Крестьянской войны 1524-1526 гг. он призывал к расправе с восставшими крестьянами, по его словам, "тирания и беззаконие не служат оправданием бунту".
Личная жизнь
В 1525 г. Лютер, выступавший против безбрачия священников, женился на 26-летней Катарине фон Бора. Будучи монахиней, она познакомилась с учением Мартина Лютера и решила бежать из монастыря. За помощью она обратилась к Лютеру. На протяжении всей жизни она разделяла взгляды мужа и была ближайшей его помощницей. В семье было шестеро детей.
Мартин Лютер умер в Айслебене 18 февраля 1546 г.
Значение деятельности Лютера
Некоторые религиозные деятели задолго до Мартина Лютера выступали с критикой католической церкви и пап. В их числе чешский мыслитель Ян Гус и итальянский монах Джироламо Савонарола. Однако их деятельность не затрагивала церковных догм.
Движение Реформации, начатое Лютером, привело к возникновению протестантизма, третьему после православия и католицизма направлению в христианстве. Название связано с протестом, с которым в немецком городе Шпайер в апреле 1529 г. выступили шесть немецких князей и 14 руководителей свободных городов. Протест был направлен против решения большинства членов рейхстага Шпайера возобновить действие Вормсского эдикта (в 1526 г. рейхстаг приостановил действие этого документа).
Протестантизм, объединивший последователей Мартина Лютера, получил распространение во всей Европе. В Германии новое вероучение стало известно как лютеранство (по имени Мартина Лютера), в Швейцарии и Нидерландах – кальвинизм (основателем стал французский теолог Жан Кальвин), в Швейцарии также получило развитие цвинглианство (Ульрих Цвингли). Под влиянием протестантизма в Англии сформировалась Англиканская церковь. В настоящее время в мире протестантизм исповедуют 1 млрд человек.
Одним из важных итогов Реформации стал заключенный между лютеранами, католиками и избранным императором Священной Римской империи Фердинандом I в 1555 г. Аугсбургский религиозный мир, положивший конец столкновениям между представителями двух конфессий. Лютеранство было признано официальной религией, а правители получили возможность устанавливать вероисповедание в своих землях по собственному усмотрению.
Возникшие национальные церкви находились в зависимости от светских властей, таким образом папа утратил роль арбитра, которая принадлежала ему как главе единой католической церкви.
Период Реформации длился до 1648 г., когда была окончена Тридцатилетняя война между католиками и протестантами и заключен Вестфальский мир, уравнявший их в правах. По мнению историков, впоследствии религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.
Мартин Лютер вошел в историю и как реформатор немецкого языка. Занимаясь переводом Библии (полный текст - Ветхий и Новый заветы - был напечатан в 1534 г.), на основе множества диалектов он создал нормы литературного языка, общего для всех жителей немецкоговорящих государств.
Лютер, знавший историю и теорию музыки, внес вклад в ее развитие. Он ввел пение на немецком языке во время мессы (позже это песнопение получило обобщенное название "протестантский хорал"). Он писал стихи и подбирал мелодию к ним, а также сочинял музыку сам. При этом он стремился сделать песнопение "не только полезным, но и приятным занятием для молодежи". Некоторые хоралы Лютера исполняются до сих пор.
Признание
В Германии имеется множество памятников Мартину Лютеру. Главный мемориал был установлен в 1868 г. в Вормсе. Скульптурная композиция состоит из 12 фигур: помимо Лютера, это поддержавшие его князья, последователи, а также предшественники Ян Гус и Джироламо Савонарола.
В 2015 г. 14 рукописных и печатных документов Мартина Лютера были включены в список документальных ценностей мирового значения ЮНЕСКО "Память мира".
Сегодня протестантские церкви многих стран отмечают 31 октября как День Реформации. В некоторых областях Германии этот день стал памятной датой уже в 1617 г. Сейчас День Реформации отмечается по всей Германии, а в пяти федеральных землях (Бранденбурге, Саксонии, Саксонии-Анхальте, Мекленбурге-Передней Померании и Тюрингии) это государственный праздник и выходной день.

{{filterList[filterType]}}