Все новости
Энциклопедия

Рахманинов, Сергей Васильевич

Рахманинов, Сергей Васильевич
© Фотохроника ТАСС

Родился 1 апреля 1873 г. в усадьбе Семеново (Старорусский уезд Новгородской губернии) в семье Василия Аркадьевича Рахманинова (1842-1916) и Любови Петровны Бутаковой (1853-1929). Его отец, происходивший из дворян Тамбовской губернии, был отставным штаб-ротмистром лейб-гвардии Гродненского гусарского полка. Мать была дочерью генерала Петра Бутакова - ректора и профессора истории Аракчеевского кадетского корпуса в Новгороде.

Сергей Рахманинов провел детство в имении Онег Новгородской губернии, с четырех лет обучался музыке. Первые уроки игры на фортепиано ему дала мать, затем занятия проводила приглашенная учительница - Анна Орнатская.
С 1882 г. учился на младшем отделении Санкт-Петербургской консерватории в фортепианном классе педагога Владимира Демянского. В 1885 г. был принят на младшее отделение Московской консерватории в фортепианный класс профессора Николая Зверева (до 1889 г. также проживал и воспитывался в его пансионе). Во второй половине 1880-х гг. познакомился с Антоном Рубинштейном, чей фортепианный стиль считал эталонным, и Петром Чайковским, под влиянием которого стал сочинять музыку.
В 1891 г. Сергей Рахманинов окончил Московскую консерваторию как пианист (завершил обучение в классе Александра Зилоти), в 1892 г. - как композитор (теорию и композицию изучал у Антона Аренского и Сергея Танеева).

Жизненный и творческий путь
В 1890 г. Сергей Рахманинов написал свой 1-й фортепианный концерт. В 1892 г. в Москве впервые исполнил Прелюдию до-диез минор, впоследствии ставшую одной из его наиболее популярных фортепианных пьес.
В 1893 г. написал 1-ю сюиту для двух фортепиано, а также оркестровую фантазию "Утес" по стихотворению Михаила Лермонтова. В том же году в Большом театре была с успехом поставлена его одноактная опера "Алеко" на либретто Владимира Немировича-Данченко по "Цыганам" Александра Пушкина.
На смерть Петра Чайковского в 1893 г. Рахманинов написал трио для скрипки, виолончели и фортепиано "Памяти великого художника" (впервые исполнено в 1894 г. автором, скрипачом Юлием Конюсом и виолончелистом Анатолием Брандуковым).
В 1893 г. в Киевском оперном театре (ныне Национальная опера Украины) Сергей Рахманинов дебютировал в качестве дирижера ("Алеко"). В 1895 г. как дирижер впервые выступил в Москве в Большом зале Благородного собрания (ныне Дом Союзов; руководил исполнением своего "Каприччио на цыганские темы", сочиненного в 1894 г.).
В 1897 г. в Санкт-Петербурге состоялось неудачное исполнение 1-й симфонии Сергея Рахманинова под управлением Александра Глазунова, за которым последовали негативные отзывы критиков. Это событие обусловило перерыв в его композиторской деятельности, продолжавшийся до начала 1900-х гг.
В 1897-1898 гг. по приглашению мецената Саввы Мамонтова Рахманинов работал дирижером в Московской русской частной опере. Там он познакомился с певцом Федором Шаляпиным, с которым поддерживал личную дружбу и творческое общение на протяжении многих лет.
В 1899 г. Рахманинов успешно дебютировал в Европе (Лондон, Великобритания) как пианист и симфонический дирижер с исполнением своих сочинений.
В 1901 г. в Москве с оркестром под управлением Александра Зилоти впервые исполнил свой 2-й фортепианный концерт, ставший одним из самых известных его произведений. В том же году состоялось первое исполнение его 2-й сюиты для двух фортепиано (играли сам Рахманинов и Зилоти) и Сонаты для виолончели и фортепиано (Брандуков и Рахманинов).
В 1902 г. представил кантату "Весна" на текст стихотворения Николая Некрасова "Зеленый шум".
В 1904-1906 гг. Сергей Рахманинов был дирижером Большого театра, где вел основной русский оперный репертуар. Следуя примеру европейских сцен, впервые в отечественном оперном театре он перенес дирижерский пульт на место перед оркестром (ранее место дирижера располагалось за суфлерской будкой спиной к оркестру). В 1904 г. в Большом театре под управлением Рахманинова состоялась историческая постановка оперы Михаила Глинки "Жизнь за царя" с Федором Шаляпиным в главной роли. В 1905 г. он руководил московской премьерой оперы Николая Римского-Корсакова "Пан воевода", заслужившей одобрение автора. В 1906 г. дирижировал премьерами своих новых одноактных опер "Скупой рыцарь" (на текст одноименного произведения из "Маленьких трагедий" Александра Пушкина; произведение продолжало линию русской декламационной оперы) и "Франческа да Римини" (либретто по "Божественной комедии" Данте Алигьери).
В 1907 г. принял участие как композитор, пианист (2-й фортепианный концерт) и дирижер (кантата "Весна") в Исторических русских концертах в Париже (Франция), подготовленных театральным деятелем Сергеем Дягилевым.
В 1908 г. в Санкт-Петербурге впервые дирижировал своей 2-й симфонией (сочинение было написано в 1907 г. и посвящалось Сергею Танееву).
В 1909 г. Сергей Рахманинов завершил симфоническую поэму "Остров мертвых" (была написана под впечатлением от символизма одноименной картины швейцарского художника Арнольда Бёклина) и 3-й фортепианный концерт.
Концертные выступления в России, странах Европы (1907-1914) и Северной Америки (1909-1910) принесли Рахманинову признание в качестве одного из выдающихся пианистов современности. Его исполнительский стиль отличался особым характером ритма - энергичным и при этом очень свободным. Также росла известность Рахманинова как дирижера: в 1912 г. в Мариинском театре (Санкт-Петербург) он успешно управлял оперой Петра Чайковского "Пиковая дама", а в 1912-1914 гг. - симфоническими концертами Московского филармонического общества.
Среди наиболее значительных сочинений Рахманинова 1910-х гг. - "Литургия святого Иоанна Златоуста" (1910), "Всенощное бдение" (1915; оба произведения были впервые исполнены Московским Синодальным хором под руководством Николая Данилина) и симфоническая поэма с певцами-солистами и хором "Колокола" (по поэме Эдгара Аллана По в переводе Константина Бальмонта; исполнена в 1914 г. в Москве под управлением автора). По оценкам специалистов, "Всенощное бдение" представляло собой образец духовной музыки, выходившей за пределы нарядного музыкального оформления православного богослужения. В нем полифоническое многоголосие отчасти опиралось на приемы русской народной полифонии, при этом использовались особые тембровые и хоровые эффекты (временное разделение хоровых партий на несколько голосов, пение с закрытым ртом, имитация колокольного звона и др.).
Последнее дирижерское выступление Рахманинова в России состоялось в январе 1917 г. в Большом театре (концерт включал его произведения "Утес", "Остров мертвых" и "Колокола"), последнее фортепианное выступление - в сентябре того же года в Ялте (исполнение концерта Ференца Листа).
В конце ноября 1917 г. Сергей Рахманинов вместе с женой Натальей и дочерями Ириной и Татьяной выехал из Москвы в концертное турне. В декабре того же года они прибыли в Стокгольм (Швеция). После этого в Советскую Россию композитор не возвращался.
С 1918 г. Рахманинов проживал в США. В 1920-х гг. активно гастролировал по Америке и Европе, преимущественно исполняя не свою музыку, а сочинения Людвига ван Бетховена, Фредерика Шопена, Ференца Листа и др.
В середине 1920-х гг. организовал в Париже частное издательство "Таир" (существовало до середины 1930-х гг.; название было образовано от имен дочерей - Татьяны и Ирины). Его целью была пропаганда русской культуры: в издательстве печатались нотные записи произведений Рахманинова, а также литературные сочинения писателей-эмигрантов Ивана Шмелева, Алексея Ремизова и др.
В 1926 г. Сергей Рахманинов завершил свой 4-й фортепианный концерт.
Среди его последних крупных сочинений - Вариации на тему Корелли для фортепиано (1931), Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1934), 3-я симфония (1936), оркестровая сюита "Симфонические танцы" (1940).
С 1932 г. Рахманинов проводил лето в Швейцарии в собственном доме близ Люцерна (имение носило название "Сенар", которое было образовано от слов "Сергей и Наталья Рахманиновы"), регулярно выступал в европейских залах. С 1939 г. постоянно проживал и работал в США. В конце того же года в Нью-Йорке и Филадельфии прошел цикл концертов из произведений Рахманинова, где он выступал в качестве пианиста и дирижера.
В 1941 и 1942 гг. Сергей Рахманинов проводил в США благотворительные концерты в пользу Красной армии.
Последний год жизни проживал в собственном доме в Беверли-Хиллз (шт. Калифорния). В феврале 1943 г. получил американское гражданство. В том же месяце в Ноксвилле (шт. Теннесси) прошел его последний фортепианный концерт.

Кончина
Сергей Рахманинов скончался 28 марта 1943 г. в Беверли-Хиллз на 70-м году жизни. Похоронен на кладбище Кенсико в гор. Валхалла (шт. Нью-Йорк).
Семья
С 1902 г. был женат на Наталье Александровне Рахманиновой (девичья фамилия Сатина; 1877-1951). Дочери - Ирина (1903-1969) и Татьяна (1907-1961).

Память
С 1981 г. в России действует Рахманиновское общество. Целями этой организации являются сохранение и популяризация творческого наследия композитора.
С 2011 г. в Казани ежегодно проводится Международный фестиваль имени Сергея Рахманинова "Белая сирень".
В деревне Ивановка (Уваровский район Тамбовской области) находится Музей-заповедник Сергея Рахманинова.
Памятники композитору установлены в Москве, Тамбове и Великом Новгороде. В его честь названы улицы в Великом Новгороде, Пензе, Ростове-на-Дону и других городах. В 18-м округе Парижа находится сад Рахманинова.
Имя Рахманинова носят Ростовская государственная консерватория, Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт, музыкальные школы и колледжи в нескольких городах России, мост через реку Волхов на федеральной трассе М-11 в Новгородской области.

{{filterList[filterType]}}