Все новости
Энциклопедия

Раскова, Марина Михайловна

Родилась 28 марта 1912 г. (15 марта 1912 г. по старому стилю) в Москве в семье оперного певца Михаила Малинина.

Марина Михайловна Раскова родилась 28 марта (15 марта по старому стилю) 1912 г. в Москве в семье оперного певца Михаила Малинина.
В 1928 г. окончила московскую среднюю школу №32 с химическим уклоном. Увлекалась музыкой и театром.
Работала на Бутырском анилинокрасочном заводе (Москва): сначала практиканткой в лаборатории, а после получения квалификации - химиком-аналитиком. В 1929 г. вышла замуж за инженера этого же завода Сергея Раскова и прервала работу из-за рождения дочери Татьяны.
В 1931 г. получила приглашение на должность чертежницы в аэронавигационной лаборатории Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского в Москве (ВВА, ныне Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина, Воронеж). В качестве технического ассистента начальника лаборатории летчика Александра Белякова присутствовала на лекциях вуза и вскоре стала проявлять интерес к штурманскому делу. Совмещала работу с обучением на заочном отделении Ленинградского института инженеров гражданского воздушного флота (ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации), который ей пришлось оставить из-за длительной командировки.
В 1933 г. по заданию командования ВВА Марина Раскова была направлена штурманом в аэрографическую экспедицию над Черным морем. По возвращении сдала экзамены экстерном и получила штурманскую специальность. С января 1934 г. была зачислена на должность инструктора-летнаба своей лаборатории.
Осенью того же года была командирована в школу пилотов Центрального аэроклуба им. Чкалова (пос. Тушино, Московская обл., ныне в Москве), где уже в 1934 г. получила вторую летную специальность. После этого стала инструктором по "слепым" полетам штурманской кафедры командного факультета и преподавателем штурманского дела на курсах усовершенствования начальствующего состава ВВА.
В 1935 г. на легком самолете АИР-6 участвовала как пилот в первом групповом женском перелете по маршруту Ленинград - Москва.
В 1936 г. проходила стажировку в качестве штурмана в 23-й тяжелой авиабригаде.
В 1937 г. на АИР-6 была штурманом в групповой воздушной гонке по маршруту Москва - Севастополь - Москва.
В период 1937-1938 гг. штурман Марина Раскова в составе разных экипажей на нескольких типах самолетов поставила пять женских мировых рекордов, утвержденных Международной авиационной федерацией (ФАИ). Первый из них был зафиксирован в ходе беспосадочного полета по маршруту Москва - Актюбинск (ныне г. Актобе, Казахстан) на легком гоночном самолете АИР-12 под управлением летчицы Валентины Гризодубовой: дальность полета составила более 1 тыс. 444 км. Затем вместе с летчицами Полиной Осипенко и Верой Ломако на самолете-амфибии МП-1 осуществлен рекордный полет по круговому маршруту из Севастополя протяженностью 1 тыс. 749 км. Через несколько месяцев в том же составе и на той же машине были установлены рекорды скорости и времени беспосадочного перелета: 2 тыс. 416 км за 10 часов 33 минуты.
В сентябре 1938 г. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова на борту АНТ-37 "Родина" преодолели рекордные 6 тыс. 450 км за 26 часов 29 минут по маршруту Москва - Дальний Восток. Из-за плохой погоды самолет пролетел мимо назначенного аэродрома в Комсомольске-на-Амуре и с пустыми топливными баками совершил вынужденную посадку на побережье Охотского моря. Марина Раскова по приказу командира экипажа покинула самолет с парашютом перед приземлением, после чего еще несколько дней провела в тайге, пока ее не спасли.
За выполнение перелета и проявленное при этом мужество и выдержку указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1938 г. Марина Раскова (в составе экипажа) была удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Экипаж "Родины" - первые женщины, которым было присвоено это почетное звание.
В 1937-1939 гг. Марина Раскова также числилась штатным консультантом в Народном комиссариате внутренних дел (НКВД) СССР. С февраля 1939 г. являлась уполномоченным особого отдела Главного управления государственной безопасности НКВД. С февраля по март 1941 г. состояла в особом отделе 3-го (авиационного) управления Народного комиссариата обороны (НКО) СССР. Имела звание старшего лейтенанта госбезопасности. Проживала в Москве.
После начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Марина Раскова участвовала в создании в Красной армии боевых женских авиационных полков. Осенью 1941 г. по приказу НКО из выпускниц аэроклубов страны были сформированы 586-й истребительный, 588-й ночной бомбардировочный и 587-й бомбардировочный авиаполки (бап). Последний из них впоследствии возглавила сама летчица.
Ее полк базировался в г. Энгельсе (Саратовская обл.) и изначально был укомплектован самолетами Су-2, которые к тому времени уже считались устаревшими и были сняты с производства. Майор Раскова добилась того, чтобы часть оснастили новейшими пикирующими бомбардировщиками Пе-2, производство которых началось годом ранее. В июле 1942 г. к ней в распоряжение поступили 20 таких машин. К концу года завершилось освоение новой боевой техники личным составом и в декабре формирование было направлено под Сталинград (ныне Волгоград) для участия в боях.
4 января 1943 г. самолет Марины Расковой, следуя на фронт, ввиду сложных погодных условий разбился в районе с. Михайловка Саратовской обл. В результате авиакатастрофы весь экипаж погиб. Урна с прахом летчицы была замурована в Кремлевской стене на Красной площади Москвы. На месте гибели установлен мемориал.
3 сентября 1943 г. 587-й бап был преобразован в 125-й гвардейский бомбардировочный авиационный полк им. Марины Расковой.

Майор авиации (1942).

Летчица была награждена двумя орденами Ленина (оба в 1938), орденом Отечественной войны I степени (посмертно в 1944) и медалями.

Заслуженный сотрудник НКВД (1940).

Автор книги "Записки штурмана" (1939).

{{filterList[filterType]}}