Все новости
Энциклопедия

Роден, Огюст

Происхождение, образование
Огюст Роден (полное имя - Франсуа Огюст Рене Роден) родился 12 ноября 1840 г. в Париже в семье государственного служащего (во втором браке; от первого брака у отца была дочь Мария). С детства он любил рисовать, в 1854 г. поступил в Императорскую школу рисования и математики (также известна как "Птит эколь", Малая школа искусств; ныне - Высшая государственная школа декоративных искусств). Его педагогом был талантливый художник Орас Лекок де Буабодран, который заставлял студентов развивать наблюдательность и зрительную память, а также вырабатывать свое уникальное видение. Имея отличные отметки по дисциплине "рисунок", Роден большую часть времени проводил за эскизами в Лувре, в отделе печати Императорской библиотеки и на Мануфактуре Гобеленов. Тогда же Роден познакомился с художником Альфонсом Легро, у которого впоследствии обучался искусству офорта - методу глубокой печати при изготовлении гравюр на металлических пластинах.
Окончив в 1857 г. "Птит эколь", Роден трижды пытался поступить в парижскую Школу изящных искусств на отделение скульптуры. После этого он работал с различными художниками-декораторами, начал создавать скульптуры, в частности бюст своего отца Жана-Батиста в образе римского законодателя (1860).
После смерти в 1862 г. сестры Марии Роден решил оставить лепку и стал послушником в конгрегации "Отцы святых даров", основанной в 1856 г. священником Пьером-Жулианом Эймаром. Однако настоятель уговорил его продолжить занятия скульптурой. В 1864 г. Роден посещал курсы известного скульптора-анималиста Антуана-Луи Бари, который поделился с ним опытом изображения детализированной мускулатуры и движения. В том же году он познакомился с Розой Бёре, швеей, которая стала его моделью ("Миньон", "Девушка в шляпке с цветами", "Вакханка") и спутницей жизни (в 1866 г. у них родился сын Огюст). В 1865 г. скульптор отправил свою работу "Человек со сломанным носом" в парижский Салон - престижную ежегодную выставку-ярмарку произведений искусства. Жюри, однако, не приняло скульптуру, посчитав, что она бросает серьезный вызов академической традиции.
В 1870 г. в связи с началом Франко-прусской войны (1870-1871) Роден был призван в ряды Национальной гвардии, однако вскоре его комиссовали из-за близорукости. В 1871 г. он работал в Бельгии над рядом проектов, в частности, оформлял брюссельскую Биржу. В том же году впервые принял участие в местной выставке.
Творчество
В 1875 г. "Человека со сломанным носом" все-таки выставили в парижском Салоне, что сам художник считал принципиальной победой над узостью взглядов профессионального сообщества. В том же году Роден уехал на несколько месяцев в Италию, чтобы изучить работы художников эпохи Возрождения, в частности, Микеланджело и Донателло. По возвращении во Францию он создал скульптуру человека в натуральную величину "Бронзовый век" (аллюзия на "Теогонию" древнегреческого поэта Гесиода). Эта работа, выставленная в парижском Салоне 1877 г., вызвала скандал. Современники Родена были поражены реалистичностью скульптуры и обвиняли художника в мошенничестве, полагая, что он сделал сюрмуляж (гипсовый слепок натурщика в полный рост), а затем отлил его в бронзе. Однако после предъявления доказательств (фотографий моделей) все спекуляции прекратились. В итоге скандал только способствовал славе Родена как скульптора-новатора (в 1880 г. правительство Франции купило у него статую "Бронзовый век" за крупную в то время сумму в 2 тыс. франков).
В 1880 г. Роден получил первый крупный государственный заказ - массивный портал (высотой шесть метров) в Музей декоративных искусств в Париже (открыт в 1882 г.). Последующие десятилетия скульптор потратил на создание этой композиции, отсылающей к образам и персонажам "Божественной комедии" Данте. Несмотря на то, что эта работа так и не была закончена (через 23 года Родену даже пришлось вернуть аванс французскому правительству), благодаря ей появились такие самостоятельные шедевры мирового искусства, как "Поцелуй" (1881-1886), "Три тени" (1880), "Ева" (1881), "Вечная весна" (1884) и самая знаменитая скульптура - "Мыслитель" (1881-1889). Первоначально она замышлялась как портрет Данте, но впоследствии стала символом интеллектуального и творческого человеческого гения.
В числе других крупных произведений Родена - статуи "Шагающий человек" (1877-1878), "Иоанн Креститель" (1878), скульптурная группа "Граждане Кале" (1895), памятники Виктору Гюго (1890) и Оноре де Бальзаку (1892-1897).
В 1889 г. в галерее Жоржа Пти прошла совместная выставка Клода Моне и Огюста Родена - 70 картин и 36 скульптур.
К началу XX в. Роден стал настолько признанным скульптором, что на Всемирной выставке в Париже 1900 г. французское правительство предоставило ему целый павильон.
Его произведения отличались виртуозной передачей эмоций и чувств. Это достигалось благодаря физиологической точности, создающей в т. ч. иллюзию движения, работе со светотенью и фактурой (например, необработанные элементы камня). Его работы отражали мифологические, исторические, религиозные и литературные сюжеты, открывающие зрителю возможность интерпретации.
В конце XIX - начале XX вв. в его мастерской работали десятки человек. Учениками Огюста Родена в разное время были такие ставшие впоследствии знаменитыми скульпторы, как Камилла Клодель (подруга, любимая ученица и модель Родена), Аристид Майоль, Антуан Бурдель, Константин Бранкузи и Анна Голубкина. В 1905-1906 гг. его секретарем был поэт Райнер Мария Рильке.
В 1903 г. Огюст Роден был удостоен ордена Почетного легиона, в 1907 г. стал почетным доктором Оксфордского университета.
В 1916 г. Роден завещал французскому правительству мастерскую и право делать слепки с работ.
Кончина
29 января 1917 г. Роден после 50 лет совместной жизни с Розой Бёре женился на ней. Спустя две недели она умерла. Роден скончался 17 ноября от пневмонии в своем поместье в Мёдоне (недалеко от Парижа). Там же он был похоронен рядом с женой. На его могиле была установлена копия "Мыслителя".
Наследие
За полвека творческой деятельности Роден создал тысячи бюстов, фигур и фрагментов скульптур. Работы представлены во многих государственных и частных коллекциях. Самые крупные из них экспонируются в трех музеях, посвященных Родену, - в парижском отеле "Бирон", где часто останавливался художник (открыт в 1919 г., там хранится самая большая коллекция, насчитывающая более 6 тыс. скульптур и 7 тыс. рисунков), в Мёдоне (1930) и в Филадельфии (1929, штат Пенсильвания, США).
При жизни Родена сравнивали с Микеланджело, он признан важнейшим скульптором современной эпохи и стал объектом многих научных и художественных исследований.
В 2011 г. Борис Эйфман поставил балет "Роден" об истории любви скульптора и Камиллы Клодель.
О его жизни сняты художественные фильмы "Камилла Клодель" (1988, реж. Брюно Нюйттен) и "Роден" (2017, реж. Жак Дуайон).

{{filterList[filterType]}}