Все новости
Энциклопедия

Росселлини, Роберто

Происхождение
Роберто Росселлини родился 8 мая 1906 г. в Риме. Его отец был архитектором, построившим первый в городе кинотеатр. В детстве Росселлини часто посещал его и полюбил кино, впоследствии начал работать на киностудии монтажером и помощником режиссера.
Кино и телевидение
В 1936 г. Росселлини снял свою первую короткометражную ленту - драму "Дафна". В 1941 г. на экраны вышел его первый полнометражный фильм - военная драма "Белый корабль". Эта пропагандистская картина, выпущенная по заказу военно-морских сил Италии, открыла так называемую "фашистскую трилогию" в творчестве Росселлини (в 1922-1943 гг. Италия находилась под властью режима Бенито Муссолини, полное освобождение страны от фашизма произошло в 1945 г.). Этот фильм, соединивший практически документальную хронику жизни итальянских военных моряков с романтической историей, сыгранной непрофессиональными актерами, считается предшественником неореализма (натурная съемка, естественное освещение, принадлежность главных действующих лиц к социальным низам, неприукрашенный показ их жизни, характер съемок, приближенный к документальному кино), история которого неразрывно связана с именем Роберто Росселлини. В том же году "Белый корабль" был показан на Венецианском кинофестивале, где удостоился Кубка Муссолини (главный приз в 1934-1942 гг.). Следующей частью трилогии стал фильм "Пилот возвращается" (1942), в написании сценария которого принимал участие сын Муссолини Витторио. Лента, снимавшаяся при поддержке итальянских ВВС, восхваляла вооруженные силы фашистского режима. Действие третьего фильма - "Человек с крестом" (1943) - происходило летом 1942 г. на Восточном фронте, где итальянские части вели наступление на позиции советских войск.
Одновременно с этими картинами Росселлини тайно снимал ручной камерой антифашистские репортажи, а в июне 1944 г., через два месяца после освобождения Рима, начал работу над антифашистской военной драмой "Рим - открытый город". Над сценарием этой ленты, повествующей о последних днях фашистского режима в Италии, ему помогал работать Федерико Феллини, который только начинал свой путь в кинематографе. В 1946 г. эта картина получила Гран-при Каннского кинофестиваля. Она считается отправной точкой развития и эталоном неореализма. За ней последовали военные драмы "Пайза" (1946; итальянская премия "Серебряная лента" за лучшую режиссуру) и "Германия, год нулевой" (1948), ставшие частями "антифашистской трилогии" Росселлини. В первой из них показана Италия в годы войны, вторая рассказывает о жизни немецкой семьи в послевоенном Берлине.
В 1948 г. режиссеру предложила сотрудничество снимавшаяся в Голливуде шведская актриса Ингрид Бергман, которая была потрясена его фильмами "Рим - открытый город" и "Пайза". Их первой совместной работой стала драма "Стромболи, земля Божья" (1950) о литовской беженке, ради получения вида на жительство вышедшей замуж за итальянского рыбака и уехавшей с ним на остров Стромболи. Этот фильм не был принят ни публикой, ни критиками из-за скандала, вызванного их любовной связью (в то время каждый из них имел семью). За этой картиной последовали еще пять фильмов с Бергман в главной роли, среди которых драмы "Европа 51" (1952), "Мы - женщины" (1953) и "Путешествие в Италию" (1954), но и они не имели успеха.
В 1959 г. Росселлини снял драму "Генерал Дела Ровере" с Витторио Де Сика в главной роли, рассказывающую о мошеннике Бардоне, который выдает себя за генерала Делла Ровере - лидера итальянских партизан-антифашистов, убитого гестаповцами во время облавы. Лента имела успех и удостоилась "Золотого льва" Венецианского кинофестиваля (1959) и премии "Серебряная лента" за лучшую режиссуру (1960).
В 1961 г. на экраны вышла драма "Ванина Ванини". Картина провалилась в прокате и прошла практически незамеченной. В 1963 г. режиссер участвовал в создании драматической комедии "РоГоПаГ", состоящей из отдельных короткометражных фильмов, каждый из которых был снят разными режиссерами (помимо Росселлини, в проекте участвовали Пьер Паоло Пазолини, Уго Грегоретти и Жан-Люк Годар).
В 1963 г. Росселлини, разочарованный холодным приемом своих последних работ, публично объявил о закате кинематографа и о своем уходе из кино на телевидение. Он снял биографические образовательные фильмы о короле Франции Людовике XIV (1966), древнегреческом философе Сократе (1971), французском математике Блезе Паскале, христианском богослове Блаженном Августине, трехсерийный фильм об эпохе флорентийского государственного деятеля Козимо Медичи (все 1972), двухсерийный фильм о французском философе Рене Декарте (1974) и др.
Всего на счету Роберто Росселлини более 20 художественных картин и более десяти документальных и телевизионных фильмов. Последними работами режиссера стали биографическая драма о жизни Иисуса Христа "Мессия" (1975) и документальный фильм о парижском Центре Жоржа Помпиду (1977).
"Роберто был своего рода прародителем, от которого произошли все мы", - говорил о нем Федерико Феллини. Французский кинорежиссер Франсуа Трюффо считал, что влияние Росселлини на режиссеров Франции было настолько велико, что он стал "во всех смыслах отцом французской новой волны". По мнению американского кинорежиссера Мартина Скорсезе, Росселлини по мере продвижения карьеры "становился все более и более нестандартным и постоянно экспериментировал с новыми стилями и техникой съемки".
Личные сведения, кончина
Первой женой Росселлини была актриса Ася Норис (брак в 1934-1936 гг.), второй - художница по костюмам Марселла Де Маркис (1936-1950), третьей - актриса Ингрид Бергман (1950-1957), четвертой - бенгальская сценаристка Сонали Сенрой Дасгупта (1957-1977). У него было шестеро детей - сыновья Марко Романо (1937-1946) и Ренцо (1941; кинопродюсер) от Марселлы де Маркис, сын Робин (1950) и дочери Изабелла и Изотта (1952; актриса и писательница) от Ингрид Бергман, дочь Рафаэлла (1958; актриса, модель) от Сонали Сенрой Дасгупты.
Роберто Росселлини скончался в Риме от сердечного приступа 3 июня 1977 г. Похоронен на кладбище Кампо Верано.

{{filterList[filterType]}}