Родился 27 марта 1927 г. в Баку (Азербайджанская ССР в составе Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики, ныне Азербайджанская Республика) в семье Леопольда Витольдовича Ростроповича (1892-1942) и Софьи Николаевны Федотовой (1891-1971). Его отец был виолончелистом и преподавателем, заслуженным артистом РСФСР. Мать - профессиональная пианистка. В 1931 г. семья переехала в Москву. Мстислав Ростропович с детства учился играть на пианино, а с семи лет, под руководством отца, - на виолончели.
В 1934-1941 гг. был учеником Московской городской детской музыкальной школы им. Гнесиных, музыкальной школы Свердловского района Москвы, Центральной музыкальной школы (ЦМШ) при Московской консерватории. С конца 1930-х гг. также занимался в музыкальном училище при Московской консерватории, посещал класс композиции Евгения Месснера.
Летом 1940 г. Леопольд Ростропович во главе виолончельной группы симфонического оркестра отправился для проведения концертов в Украинскую ССР в сопровождении семьи. 13-летнему Мстиславу разрешили тогда выступить с оркестром, и он исполнил один из концертов для виолончели Камиля Сен-Санса.
В 1941 г. стал посещать занятия в Московском музыкальном училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (ныне Государственный музыкально-педагогический институт им. М. М. Ипполитова-Иванова). Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 г. вместе с учениками ЦМШ был эвакуирован в Пензу. Впоследствии вместе с семьей находился в эвакуации в г. Чкалов (ныне Оренбург), где его родители стали преподавать в музыкальном училище.
В апреле 1942 г. в связи с тяжелой болезнью отца 15-летний Мстислав Ростропович был зачислен вместо него на работу в училище. После смерти отца в июле того же года, продолжая преподавание, выступал на коллективных концертах, давал частные уроки. При этом учился сам, его наставником стал композитор Михаил Чулаки.
В 1943 г. Мстислав Ростропович вернулся из эвакуации в столицу и стал студентом Московской консерватории. Учился по классам виолончели (у Семена Козолупова) и композиции (у Виссариона Шебалина), под руководством Дмитрия Шостаковича изучал курс инструментовки. В 1946 г. с отличием окончил Московскую консерваторию (имя музыканта занесено на мраморную доску ее выдающихся выпускников), в том же году поступил в аспирантуру и стал солистом Московской филармонии.
Творческий и жизненный путь
В конце 1940-х - начале 1950-х гг. Мстислав Ростропович выступал с концертами в городах Сибири, Заполярья, Дальнего Востока, в республиках Советского Союза, а также в ГДР, Австрии, Польше и др.
В 1951 г. провел свой первый концертный цикл, исполнив все сюиты Иоганна Себастьяна Баха.
Впоследствии как виолончелист Ростропович выступал в камерных ансамблях с известными пианистами Святославом Рихтером и Эмилем Гилельсом, скрипачом Давидом Ойстрахом и др.
Репертуар Ростроповича-виолончелиста, наряду с классическими сочинениями, включал в себя более ста современных произведений, написанных специально для него или посвященных ему композиторами Сергеем Прокофьевым, Дмитрием Шостаковичем, Тихоном Хренниковым, Арамом Хачатуряном, Кшиштофом Пендерецким, Бенджамином Бриттеном и др. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии-концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959, 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964). На протяжении карьеры он исполнил практически весь репертуар классической виолончельной музыки.
В 1962 г. Мстислав Ростропович принял участие в организации и концертах Первого фестиваля современного музыкального творчества, проводившегося в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). Там же состоялся его дирижерский дебют. В программы своих первых дирижерских концертов Ростропович включил пять антрактов из оперы "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича, "Песни и пляски смерти" Модеста Мусоргского в оркестровке Дмитрия Шостаковича и Пятую симфонию Сергея Прокофьева.
В 1968 г. в Государственном академическом Большом театре под его дирижерским управлением состоялась премьера оперы Петра Чайковского "Евгений Онегин".
В конце 1960-х гг. Мстислав Ростропович и его супруга, оперная певица Галина Вишневская, стали оказывать поддержку писателю-диссиденту Александру Солженицыну. В сентябре 1969 г. они пригласили его на свою дачу в деревне Жуковка (Одинцовский район Московской области), где он в течение четырех лет жил и работал (был официально оформлен по документам дворником). В ноябре 1969 г. Солженицын был исключен из Союза писателей СССР. В 1970 г. присуждение писателю Нобелевской премии по литературе было встречено критикой со стороны властей СССР. Ростропович писал письма в центральные газеты в защиту писателя (публиковать их отказались). Это привело к тому, что Ростропович и Вишневская тоже оказались в КГБ под подозрением. В 1973 г. их перестали приглашать на радио, запретили зарубежные гастроли.
В 1974 г. Ростропович и Вишневская были формально отправлены в зарубежную командировку, но фактически высланы из СССР. Жили во Франции, США и Великобритании. Первое дирижерское выступление Ростроповича на Западе состоялось в сентябре того же года с Новым филармоническим оркестром в Королевском фестивальном зале Лондона. В марте 1975 г. он дебютировал в США, дирижируя Национальным симфоническим оркестром (Вашингтон). С 1977 по 1994 г. Ростропович являлся художественным руководителем этого коллектива.
С 1974 г. играл на виолончели Дюпора (названа в честь одного из предыдущих владельцев - французского музыканта XVIII-XIX вв.), изготовленной в 1711 г. известным мастером Антонио Страдивари. Ростропович приобрел ее при помощи своего швейцарского друга Пауля Сахера, заплатившего необходимую сумму. По словам Ростроповича, формально инструмент был куплен за один доллар: "Так принято, когда продается вещь, не имеющая цены". По сообщениям СМИ, после смерти музыканта виолончель была продана за 20 млн долларов японскому правительственному фонду Nippon Music Foundation ("Ниппон мьюзик фаундейшн"), однако эта информация была опровергнута наследниками Ростроповича.
В марте 1978 г. Мстислав Ростропович и Галина Вишневская были лишены гражданства СССР. Как писала газета "Известия" 16 марта 1978 г. в заметке "Идейные перерожденцы", супруги "вели антипатриотическую деятельность, порочили советский общественный строй, систематически оказывали материальную помощь подрывным антисоветским центрам и другим враждебным Советскому Союзу организациям". В 1978 г. Ростропович и Вишневская оформили швейцарский паспорт для иностранцев. Затем, по предложению супруги князя Монако Грейс Келли, - паспорта этого государства.
За рубежом Мстислав Ростропович получил статус одного из ведущих дирижеров мира. Помимо Национального симфонического оркестра США, он регулярно выступал с Бостонским симфоническим оркестром, оркестрами Берлинской и Лондонской филармоний. В общей сложности на дирижерском счету Ростроповича мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также девять опер ("Эра Водолея" Софии Губайдулиной, "Жизнь с идиотом" и "Джезуальдо" Альфреда Шнитке, "Видения Иоанна Грозного" Сергея Слонимского и др.).
В 1987 г. стал создателем ежегодного музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), до 2000 г. являлся его бессменным руководителем и участником. На фестивале выступали ведущие музыканты мира, исполнявшие как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.
10 ноября 1989 г. председатель Верховного Совета СССР Михаил Горбачев подписал постановление, восстановив гражданство Ростроповича и Вишневской, однако оба они отказались от советского и, затем, российского паспорта. Тем не менее, супруги смогли снова приезжать в СССР.
11 ноября 1989 г., спустя два дня после падения Берлинской стены, Мстислав Ростропович исполнил виолончельные сюиты Иоганна Себастьяна Баха на контрольно-пропускном пункте С между Восточным и Западным Берлином.
В 1990 г. вместе с Национальным симфоническим оркестром США Мстислав Ростропович предпринял турне по Советскому Союзу.
В 1991 г. с супругой основал благотворительный Фонд Ростроповича - Вишневской, оказывающий содействие в реализации программ в области детского здравоохранения в России, Азербайджане, Армении, Грузии и других странах.
Во время путча в СССР в августе 1991 г. и разгона Съезда народных депутатов и Верховного совета Российской Федерации в октябре 1993 г. поддержал президента России Бориса Ельцина.
В 1997 г. создал Фонд поддержки молодых музыкантов ("Фонд культурных и гуманитарных программ М. Л. Ростроповича"), а также вошел в состав попечительского совета телеканала "Культура" (ныне "Россия - Культура").
Во второй половине 1990-х гг. являлся членом Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, с марта 1998 г. - послом доброй воли ЮНЕСКО.
В 1990-2000-х гг. неоднократно выступал с благотворительными виолончельными концертами, а также дирижировал в премьерах оперных (1999, Милан, Италия - "Мазепа" Петра Чайковского; 2000, Мадрид, Испания - "Леди Макбет Мценского уезда" Дмитрия Шостаковича) и балетных постановок (2001, Рио-де-Жанейро, Бразилия - "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева) постановок.
Помимо исполнительской и дирижерской деятельности, Мстислав Ростропович долгое время преподавал в ведущих музыкальных образовательных учреждениях СССР, начав в 1947 г. с ЦМШ при Московской консерватории. В 1948-1974 гг. он работал в Московской консерватории (с 1960 г. - профессор, с 1961 г. - заведующий кафедрой виолончели и контрабаса), в 1960-1966 гг. - в Ленинградской консерватории (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова; заведовал кафедрой виолончели). Среди его учеников - народные артистки СССР Наталия Шаховская и Наталья Гутман, народная артистка РФ Мария Чайковская.
Звания, награды
Народный артист СССР (1966).
Мстислав Ростропович был награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" I и II степеней (2007, 1997), медалями "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "Защитнику свободной России".
Лауреат Сталинской премии II степени (1951), Ленинской премии (1964), Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1991), Государственной премии РФ в области литературы и искусства за 1995 г.
Был удостоен множества иностранных наград. В их числе: ордена Почетного легиона (Франция, 1981, 1987, 1998), Заслуг (ФРГ, 1987, 2001), "За заслуги перед Итальянской Республикой" (1984), Изабеллы Католической (Испания, 1985), Освободителя Сен-Мартина (Аргентина, 1994), Великого князя Литовского Гедиминаса (Литва, 1995), "Слава" (Азербайджан, 1998), "Независимость" (2002, Азербайджан), Восходящего солнца II степени (Япония, 2003), а также Президентская медаль Свободы (США, 1987).
Лауреат первых премий III Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (Москва, 1945), I и II Всемирного фестиваля молодежи и студентов (Прага, Чехословакия - 1947; Будапешт, Венгрия - 1949), Международного конкурса виолончелистов им. Гануша Вигана (Прага, 1950).
Мстислав Ростропович был удостоен более ста наград в области музыки и искусства, в т. ч. пяти премий "Грэмми" (США, 1970, 1977, 1980, 1983, 2003), премии Эрнста фон Сименса (ФРГ, 1976), премии Леони Соннинг (Дания, 1981).
Почетный гражданин Оренбурга, Воронежа, Нижегородской области, Афин (Греция), Токио (Япония), Тель-Авива и Иерусалима (Израиль), Милана, Турина, Кремоны и Флоренции (Италия), Буэнос-Айреса (Аргентина), Вильнюса (Литва), Тбилиси (Грузия) и др.
Кончина
Мстислав Ростропович скончался 27 апреля 2007 г. в Москве на 81-м году жизни. Похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Семья
Был женат на народной артистке СССР, оперной певице Галине Вишневской (1926-2012). Дочери - Ольга (род. 1956, заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Центра оперного пения Галины Вишневской) и Елена (род. 1958, пианистка, президент Фонда Ростроповича - Вишневской).