Все новости
Энциклопедия

Сен-Лоран, Ив

Происхождение и образование
Ив Сен-Лоран родился 1 августа 1936 г. в г. Оран в Алжире (в 1830-1962 гг. территория Франции) в семье французского юриста и страхового агента. В три года он уже рисовал модели платьев для кукол, затем для матери и сестер, а в тринадцать решил, что будет модельером.
В 17-летнем возрасте он переехал в Париж и представил свои эскизы редактору модного журнала Vogue ("Вог") Мишелю де Брюнхофу. По его рекомендации Сен-Лоран стал изучать искусство портного, и уже во время обучения его маленькое коктейльное черное платье получило первую премию на конкурсе, организованном Международной ассоциации производителей шерсти.
В Доме "Диор"
В 1955 г. де Брюнхоф познакомил Ива Сен-Лорана с легендарным Кристианом Диором, который сделал его своим ассистентом. Сначала он занимался разработкой аксессуаров (галстуки, перчатки), затем - собственных моделей и уже в 1956 г. создал свой первый вечерний туалет для знаменитости - балерины Зизи Жанмер.
В 1957 г. Диор скончался, и 21-летний Сен-Лоран стал арт-директором Дома "Кристиан Диор". Его первая самостоятельная коллекция ("Трапеция") вышла уже в следующем году и получила всеобщее признание. Она была выполнена на контрасте со знаменитым стилем Диора new look ("новый облик"), символом которого были приталенные жакеты и свободные юбки ниже колен. Сен-Лоран показал простые короткие платья А-образной формы без выраженной талии, выполненные из легких струящихся тканей и дающие свободу движению. Следующую коллекцию модельер назвал "Образ битников", она стала настоящим шоком в мире моды: он предложил новый стиль - короткие кожаные куртки, надетые вместе с вязаной водолазкой и кожаными ботфортами. Эта коллекция была холодно принята критиками и клиентами, не готовыми к элементам уличного стиля на подиуме высокой моды. Это привело к конфликту с владельцем Дома Марселем Буссаком, договор с дизайнером был расторгнут.
Собственный модный дом
В 1961 г. Ив Сен-Лоран основал модный дом под своим именем - Yves Saint Laurent (логотипом стали три буквы YSL). Первая коллекция, закрепившая за ним репутацию революционера в мире моды, была показана в январе 1962 г. На ней были представлены прозрачные блузки, надетые на голое тело, укороченные пальто-тренчи и двубортный костюм, до этого считавшийся исключительно мужской одеждой. С тех пор Сен-Лоран стал законодателем французской моды и сохранял это положение в течение четырех десятилетий. У него было всего две неудачных (с точки зрения успеха у клиентов) коллекции - в 1964 и 1971 гг., тогда одни критики посчитали, что он отстал от моды, а другие - что опередил ее.
Сен-Лоран нарушил привычные для всех законы моды - он заимствовал элементы из мужского гардероба и уличной моды и превращал их в изысканную одежду для современной женщины. Он принес в женский гардероб вариант морского бушлата и нормандской блузы, куртки и полупальто из кожи и винила (синтетический материал), сапоги-ботфорты, одежду в стиле "сафари", создал женский смокинг и развил тему брючных костюмов. Кутюрье широко использовал фольклорные мотивы, стилизовал "из национальной одежды в европейский шик" кимоно, кафтаны, крестьянские платья, адаптировал головные уборы - чалму и тюрбан. При создании образов Сен-Лоран часто искал вдохновение в творчестве своих любимых художников - Матисса и Пикассо, а также современников - Пита Мондриана, Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. Так, коллекция, созданная им под влиянием картины Мондриана "Композиция с красным, синим и желтым", стала отправной точкой стиля колор-блок (используются сшитые между собой куски разноцветной ткани).
Сен-Лоран популяризировал цвет хаки и ввел в моду яркие цвета и неожиданные сочетания - красный с розовым, пурпурный с лиловым и синим, фуксия с черным, но особенно любил черный цвет. "Для того чтобы быть красивой, женщине достаточно иметь черный свитер, черную юбку и идти под руку с мужчиной, которого она любит", - говорил модельер. Из материалов он отдавал предпочтение льну, бархату, атласу, хлопковым тканям, кружевному полотну.
"Мода была бы очень грустной, если бы предназначалась только для богатых женщин", -- так Ив Сен-Лоран объяснял появление в 1966 г. линии готовой одежды (прет-а-порте) и открытие своего первого фирменного магазина в Париже. С этого момента два раза в год (весной и осенью) он представлял публике коллекции прет-а-порте, развивая идеи от кутюр в более реальном и жизненном формате.
Его коллекции меняли представление о женской моде, производили фурор и при жизни сделали кутюрье легендой. Ему удалось создать классический стиль, который не теряет ценности со временем. Сама Коко Шанель, назвавшая его своим преемником, говорила: "Все думают о мимолетности моды, а Ив Сен-Лоран - о современной одежде для женщины второй половины XX века".
Кроме того, с начала 1960-х гг. модельер создавал костюмы для кино. В нарядах от его модного дома снимались Клаудиа Кардинале, Роми Шнайдер, Катрин Денев, Софи Лорен. Ив Cен-Лоран был страстным почитателем театра, много работал для него, создавая костюмы и декорации для балетов и опер.
По лицензии YSL выпускались всевозможные аксессуары и парфюмерия. Первый аромат был представлен в 1964 г. - женские духи "Y". За ними последовали другие, но настоящей сенсацией стали духи "Опиум" (1977). Экстравагантный восточный аромат, как бы создающий пьянящий эффект опиума, не оставил никого равнодушным и стал абсолютной классикой.
В 1999 г., испытывая серьезные финансовые трудности, Сен-Лоран продал свою легендарную марку, а также производство повседневной одежды и аксессуаров Дому Gucci ("Гуччи"), сохранив за собой только направление от кутюр. В 2002 г. он объявил об уходе из профессии. Его прощальным показом стало ретроспективное дефиле в Центре Помпиду (200-е по счету) с участием 100 лучших манекенщиц мира, которые представили около 350 моделей - 40 новых и более 300 безвременных шедевров модельера.
Сен-Лорана называли "певцом женственности", а стиль - "элегантно-романтической классикой". Во всех моделях Сен-Лорана присутствовали новые идеи, но при этом они опирались на существующие в одежде традиции. По словам самого маэстро, он "создал основной гардероб женщины, который никогда не устареет", его модели "настолько универсальны, что их можно носить каждый сезон", что делает женщин "независимыми от модных течений". Профессиональный принцип Сен-Лорана гласил: "Одежда должна быть подчинена личности женщины, а не наоборот".
Награды
Ива Сен-Лорана причисляют к величайшим в истории дизайнерам моды. В 1982 г. он был удостоен международной премии Американского совета модельеров, а в 1983 г. стал первым кутюрье, которому при жизни была посвящена ретроспективная выставка в нью-йоркском музее Метрополитен -- "Ив Сен-Лоран. 25 лет творчества". Правительство Франции удостоило Ива Сен-Лорана ордена Почетного легиона (кавалер в 1985 г., командор в 2001 г., великий офицер в 2007 г.).
Личные сведения
На посту руководителя своего модного дома Сен-Лоран не был строг с подчиненными и никогда не повышал голоса. Хорошо знавшие его люди говорили, что он "очень скромен и очень замкнут". Сам Сен-Лоран признавался, что публичная профессия ему в тягость. Он много времени проводил за чтением, любимым писателем называл Марселя Пруста, композиторами - Вагнера, Верди и Беллини, писал стихи и рассказы, коллекционировал произведения искусства.
Кутюрье открыто признавался в своем многолетнем пристрастии к наркотикам и алкоголю. После армейской службы в Алжире в 1960 г. (в 1954-1962 гг. там шла война за независимость), закончившейся серьезнейшим нервным срывом, он периодически впадал в глубокие депрессии и несколько раз балансировал на грани самоубийства.
Долгое время его спутником, другом и единомышленником был бизнесмен Пьер Берже.
1 июня 2008 г. Ив Сен-Лоран скончался после тяжелой болезни в своем доме в Париже на 72-м году жизни. Прах, согласно завещанию, был развеян над садом его виллы Мажорель в Марракеше (Марокко), который он очень любил.

{{filterList[filterType]}}