Родился 13 февраля 1873 г. в Казани. Его родители, крестьяне Иван Яковлевич Шаляпин (1838-1901) и Евдокия Михайловна Прозорова (1844-1891), ранее приехали в этот город в поисках заработка.
В 1885 г. Федор Шаляпин с похвальным листом окончил в Казани Шестое городское начальное училище.
В 1885 г. служил писцом в ссудной кассе, в 1886-1888 гг. - в Казанской уездной земской управе.
Творческая карьера
В 1882 г. Федор Шаляпин начал петь в казанской церкви Сошествия Святого Духа в Суконной Слободе в составе хора регента Ивана Щербинина. Тогда же освоил нотную грамоту. Вскоре вошел в состав архиерейского хора в Спасском монастыре Казани (Щербинин стал регентом этого хора).
С 1884 г. регулярно посещал антрепризные оперные спектакли, показ которых шел в Казани. В середине 1880-х гг. учился вокалу у местного педагога Николая Башмакова.
В марте 1890 г. Федор Шаляпин дебютировал как певец, исполнив партию Зарецкого в опере "Евгений Онегин" Петра Чайковского (постановка была осуществлена Казанским обществом любителей сценического искусства). В том же году был принят в Уфе хористом в опереточную труппу Семена Семенова-Самарского. Выступал в ее составе на протяжении одного года, исполнил партии Стольника в "Гальке" Станислава Монюшко, Феррандо в "Трубадуре" Джузеппе Верди и Неизвестного в "Аскольдовой могиле" Алексея Верстовского.
Во второй половине 1891 г. с малороссийской труппой Георгия Любимова-Деркача выступал в Самаре, Астрахани, городах Средней Азии.
В 1892 г. в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) поступил в опереточную труппу Р. Ключарева. На гастролях в грузинских городах исполнял партии Оровезо в "Норме" Винченцо Беллини и Валентина в "Фаусте" Шарля Гуно. В том же году стал учиться вокалу у преподавателя пения Тифлисского музыкального кружка Дмитрия Усатова. Шаляпин проявил себя как талантливый исполнитель, но не имел средств на оплату занятий, поэтому по просьбе Усатова молодому певцу выделил стипендию тифлисский меценат Константин Алиханов. В этот период начали закладываться основы вокального мастерства Шаляпина, которое в дальнейшем позволило ему войти в число выдающихся представителей русской оперной школы. Впоследствии специалисты характеризовали его голос как певучий бас (basso cantante) большого диапазона, значительной гибкости и тембровой выразительности.
В 1893 г. Федор Шаляпин начал выступать как профессиональный оперный певец. На протяжении одного сезона сотрудничал с антрепризой В. Любимова и В. Форкатти, арендовавшей Тифлисский казенный театр. Исполнил басовые партии в 14 операх, в т. ч. Рамфиса в "Аиде" Джузеппе Верди, Тонио в "Паяцах" Руджеро Леонкавалло и Мефистофеля в "Фаусте" Шарля Гуно.
Летом 1894 г. выступал в петербургской антрепризе Михаила Лентовского в саду "Аркадия", в сезоне 1894-1895 гг. - в труппе Петербургского оперного товарищества в Панаевском театре.
В 1895-1896 гг. Федор Шаляпин исполнил несколько партий в оперных постановках Мариинского театра (Руслан в "Руслане и Людмиле" Михаила Глинки, Цунига в "Кармен" Жоржа Бизе и др.).
Широкую известность певцу принесли выступления в Московской частной русской опере мецената Саввы Мамонтова, с которой он сотрудничал в 1896-1899 гг. За время работы в Мамонтовской опере Шаляпин создал ряд значительных сценических образов: Иван Сусанин в "Жизни за царя" Михаила Глинки, Варяжский гость в "Садко" Николая Римского-Корсакова, Досифей в "Хованщине" и Борис Годунов в одноименной опере Модеста Мусоргского, Олоферн в "Юдифи" Александра Серова. Особенное признание получило исполнение им партии Ивана Сусанина на XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде. В постановках, подготовленных Мамонтовской оперой, вокальный дар Шаляпина ярко проявился в сочетании с его исключительными актерскими способностями и мастерством перевоплощения.
В 1899-1916 гг. Федор Шаляпин являлся солистом московского Большого театра и петербургского Мариинского театра (обладали статусом императорских театров). Среди партий, исполненных им в этот период, были: Алеко в одноименной опере Сергея Рахманинова, Варлаам в "Борисе Годунове" Модеста Мусоргского, Фарлаф в "Руслане и Людмиле" Михаила Глинки, Мефистофель в одноименной опере Арриго Бойто, Евгений Онегин в одноименной опере Петра Чайковского, Гаспар в "Корневильских колоколах" Робера Планкета. Он также регулярно гастролировал за рубежом, пел на оперных сценах Рима и Милана (Италия), Берлина (Германия), Нью-Йорка (США) и др.
В 1907 г. участвовал в Исторических русских концертах в Париже (Франция). Они были подготовлены театральным деятелем Сергеем Дягилевым и включали в себя исполнение русскими солистами произведений Михаила Глинки, Александра Скрябина и других композиторов. В 1908, 1909 и 1913 гг. выступал в парижских театрах в рамках антрепризных "Русских сезонов" Дягилева (в разные годы исполнял партии Бориса Годунова, Олоферна и Досифея, а также Ивана Грозного в "Псковитянке" Николая Римского-Корсакова).
В 1910 г. Федор Шаляпин был удостоен почетного звания солиста Его императорского величества, которое давало право быть главным режиссером опер на императорской сцене, в которых он участвовал. В Большом театре он поставил "Дон Кихота" Жюля Массне (1910), "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини (1913) и "Дон Карлоса" Джузеппе Верди (1917), в Мариинском театре - "Хованщину" Модеста Мусоргского (1911).
С 1914 г. выступал в московской театральной антрепризе "Опера Сергея Зимина", затем также начал сотрудничать с петроградской антрепризой Александра Аксарина.
Осенью 1914 г., после начала Первой мировой войны, участвовал в открытии лазаретов для раненых солдат в Москве и Петрограде, занимался организацией благотворительных концертов.
В 1915 г. исполнил заглавную роль в немом фильме Александра Иванова-Гая "Царь Иван Васильевич Грозный". Эта кинокартина была основана на поэтической драме Льва Мея "Псковитянка".
Федор Шаляпин принял Февральскую и Октябрьскую революцию 1917 г. В 1918 г. он стал художественным руководителем Мариинского театра (занимал должность по 1921 г.; в 1920 г. учреждение культуры было переименовано в Государственный академический театр оперы и балета, ГАТОБ), в 1919-1921 гг. входил в состав дирекции Большого театра. В годы Гражданской войны выступал с концертами для рабочих и делегатов различных съездов.
В конце 1910-х - начале 1920-х гг. восприятие Шаляпиным новой власти постепенно стало меняться в худшую сторону, что было обусловлено как "большевизацией" и "пролетаризацией" театрального искусства, так и национализацией его банковских счетов, реквизициями и "уплотнениями" в его квартирах.
В октябре 1920 г. в ГАТОБе исполнил партию Еремки в опере "Вражья сила" Александра Серова, ставшую его последней ролью на российской сцене.
В 1922 г. Федор Шаляпин выехал на длительные зарубежные гастроли (разрешение на пересечение границы он получил в 1921 г.), после чего принял решение не возвращаться в СССР. Проживал в Париже.
В 1923-1937 гг. успешно выступал в европейских государствах, США, Канаде и Австралии, в Латинской Америке, в Китае, Японии.
В 1927 г., находясь в Париже, Шаляпин пожертвовал 5 000 франков на помощь безработным русским эмигрантам. Сообщение об этом было напечатано в местной эмигрантской газете "Возрождение", в связи с чем новость получила огласку. Вскоре полномочный представитель СССР во Франции Христиан Раковский сообщил Шаляпину о лишении его советского гражданства (однако документально это решение зафиксировано не было).
В 1932 г. исполнил главную роль в фильме австрийского режиссера Георга Пабста "Приключения Дон Кихота", поставленном по мотивам романа Мигеля Сервантеса "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Кинокартина была представлена в трех версиях - англо-, франко- и немецкоязычной.
В 1932 г. Федор Шаляпин опубликовал в Париже на русском языке автобиографическую книгу "Маска и душа. Мои сорок лет на театрах" (в сокращенном виде была издана в СССР в 1966 г., в полном объеме - в 1989 г.).
В апреле - мае 1937 г. в Варшаве (Польша) состоялись последние оперные выступления Федора Шаляпина. Он исполнил заглавную партию в "Борисе Годунове". В июне 1937 г. в Истборне (Великобритания) прошло его последнее концертное выступление.
Певец регулярно записывал свой оперный и концертный репертуар на фонограф и грампластинки. Первые записи были сделаны в начале 1900-х гг., последние - в 1936 г. во время гастролей в Токио (Япония). Выпускавшиеся за рубежом грампластинки дублировались и широко тиражировались в СССР.
Концертный репертуар певца включал романсы, русские народные песни, некоторые арии из оперных партий и др. Он часто исполнял вокальные камерные произведения Сергея Рахманинова, Петра Чайковского, Михаила Глинки, Николая Римского-Корсакова, Франца Шуберта, Роберта Шумана.
Звания, награды
В 1918 г. Федор Шаляпин стал первым народным артистом Республики (Советской России - прим. ТАСС-ДОСЬЕ). В 1927 г. постановлением Совета народных комиссаров РСФСР был лишен этого звания. В 1991 г. Совет министров РСФСР отменил постановление 1927 г. как "необоснованное".
Федор Шаляпин был награжден русским орденом святого Станислава III степени (1913) и французским орденом Почетного легиона (1908 - кавалер, 1916 - офицер, 1934 - командор).
Кончина
Федор Шаляпин скончался 12 апреля 1938 г. в Париже на 66-м году жизни. Причиной смерти стал лейкоз. Певец был погребен на местном кладбище Батиньоль. В 1984 г. его прах перезахоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.
Личные сведения
Федор Шаляпин был дважды женат. Первая супруга - балерина итальянского происхождения Иола Торнаги (1873-1965). Дети - Игорь (1899-1903), Ирина (1900-1978), Лидия (1901-1975), Борис (1904-1979, художник), близнецы Федор (1905-1992, актер) и Татьяна (1905-1993, актриса и диктор). Вторая жена - Мария Петцольд (девичья фамилия Елухен, 1882-1964). Дочери - Марфа (1910-2003), Марина (1912-2009, актриса) и Дасия (1921-1977).
Признание, память
В 1976-1979 гг. московское издательство "Искусство" выпустило трехтомный сборник "Федор Иванович Шаляпин" (первый том включал литературные сочинения и письма певца, второй - воспоминания о нем, третий - статьи, исследования вокально-сценического творчества и художественные произведения, связанные с Шаляпиным).
В честь Федора Шаляпина названы улицы в Казани, Ижевске, Улан-Удэ и других городах.
Памятники певцу установлены в Москве, Казани, Уфе, Кирове, Плесе (Ивановская область).
Дома-музеи Федора Шаляпина находятся в Москве и Санкт-Петербурге. В Кисловодске (Ставропольский край) работает литературно-музыкальный музей "Дача Шаляпина". В Ессентуках (Ставропольский край) располагается концертный зал имени Федора Шаляпина.
В Казани регулярно проводится Международный оперный фестиваль имени Федора Шаляпина.
Широко известен портрет Федора Шаляпина, написанный в 1922 г. русским художником Борисом Кустодиевым.
Жизни и творчеству певца посвящены многочисленные книги и статьи, а также документальные фильмы "Особняк на улице Графтио. Федор Шаляпин" (1967, режиссер Викентий Серков), "Ты взойди, солнце красное" (1981, Юрий Беспалов), "Великий Шаляпин" (1992, Юрий Альдохин), "Федор Шаляпин. Великий скиталец" (2009, Игорь Романовский) и др.