Все новости
Энциклопедия

Вендерс, Вим

Происхождения, образование, начало карьеры
Вим Вендерс (Вильгельм Эрнст Вендерс) родился 14 августа 1945 г. в г. Дюссельдорфе (в н. в. земля Северный Рейн - Вестфалия) в семье врача. Окончив в 1963 г. школу в г. Оберхаузене (недалеко от Дюссельдорфа), Вендерс на протяжении двух семестров изучал медицину в Мюнхенском университете (Бавария), затем по семестру - философию и социологию в университетах Фрайбурга и Дюссельдорфа. Затем он бросил учебу и в 1966 г. переехал в Париж. После неудачной попытки поступить во французскую киношколу IDHEC (с 1986 г. - La Femis) начал подрабатывать гравером в студии известного немецкого художника Джонни Фридлендера. Однако не оставил мечту стать режиссером, посещая в то же время Французскую синематеку (национальный киноархив) и просматривая по несколько фильмов в день. Вернувшись в Дюссельдорф, работал некоторое время в местном офисе киностудии United Artists, а в 1967 г. Вендерс стал студентом только что открытой в Мюнхене Высшей школы кино и телевидения (окончил ее в 1971 г.). Там он начал снимать короткометражные фильмы, одновременно подрабатывая кинокритиком в нескольких немецких изданиях. Дипломной работой Вендерса стала его первая полнометражная картина "Лето в городе", снятая в 1970 г.
Творчество
В 1971 г. вышла спортивная драма Вендерса "Страх вратаря перед одиннадцатиметровым" по одноименной повести австрийского писателя Петера Хандке (лауреат Нобелевской премии по литературе 2019 г.). Главный герой ленты - футбольный вратарь, удаленный с поля во время матча, - совершает спонтанное преступление, после чего сбегает и в страхе ожидает, когда полиция выйдет на его след. По словам Хандке, он увидел в Вендерсе "своего режиссера", и в дальнейшем режиссер и писатель много сотрудничали.
Заметной стала историческая драма Вендерса по одноименному роману американского писателя Натаниэля Хоторна "Алая буква" (1972) о судьбе женщины, родившей ребенка вне брака и подвергнувшейся в связи с этим осуждению обществом.
Затем последовала драматическая трилогия, включающая ленты "Алиса в городах" (1974), "Ложное движение" (1975; сценарист - Петер Хандке) и "С течением времени" (1976). В них режиссер исследует проблемы отчуждения и одиночества, характерные для первого послевоенного поколения. Фильм "Ложное движение" получил шесть кинопремий Немецкой киноакадемии, в том числе за лучшую режиссуру, а "С течением времени" был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" и отмечен призом ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1976 г. Таким образом, Вендерс получил европейское признание.
Психологический детектив "Американский друг" (1977; по роману Патриции Хайсмит "Талантливый мистер Рипли") принес режиссеру очередную номинацию на "Золотую пальмовую ветвь" и мировую известность. После выхода этой картины один из ведущих режиссеров и продюсеров Голливуда Фрэнсис Форд Коппола пригласил Вендерса снять для киностудии "Орион" детективную историю в стиле нуар о писателе и сыщике "Хэммет". В ходе съемок возникали многочисленные разногласия, а окончательная версия, вышедшая в 1982 г., содержала не более трети материала, отснятого самим Вендерсом. Фильм был принят достаточно холодно, хотя и получил очередную номинацию на "Золотую пальмовую ветвь". Работая над "Хэмметом", Вендерс, недовольный отношением американских кинематографистов к своему творчеству, начал снимать независимую картину "Положение вещей". Ее главные персонажи - участники съемочной группы, пытающиеся найти финансирование для своего фильма. Лента была удостоена приза "Золотой лев" Венецианского кинофестиваля в 1982 г.
В 1984 г. Вим Вендерс снял мелодраму "Париж, Техас" - современную версию Одиссеи. Главный герой - Трэвис Хендерсон (Гарри Дин Стэнтон) - пытается найти городок Париж в штате Техас, где началась его собственная история. Фильм получил три награды Каннского кинофестиваля 1984 г. ("Золотая пальмовая ветвь", ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри), а также французскую премию "Сезар" и американскую "Золотой глобус" за лучший иностранный фильм 1985 г.
В 1987 г. на киноэкраны вышла философская притча "Небо над Берлином", снятая Вендерсом при непосредственном участии Петера Хандке. В фильме ставятся вопросы соотношения духа и материи, самоидентификации, любви в разделенной Германии. Главные герои - ангелы. Они наблюдают за людьми, читают их мысли, но однажды один из них влюбляется артистку цирка, и перед ним встает выбор - остаться ангелом или обрести человеческое тело и стать смертным. Фильм получил награду Каннского фестиваля 1987 г. за лучшую режиссуру, премии Европейской и Немецкой киноакадемий 1988 г., а также закрепил за Вендерсом статус культового кинематографиста. В 1993 г. вышло своего рода продолжение истории об ангелах и людях "Так далеко, так близко" (или "Небо над Берлином 2"). Картина также была восторженно встречена зрителями и критиками и в том же году получила Гран-при жюри Каннского фестиваля.
Режиссер принимал участие в создании киноальманахов "За облаками" (1995; совместно с Микеланжело Антониони), "Люмьер и компания" (1995; в числе 40 мировых режиссеров), "На десять минут старше" (2002), "У каждого свое кино" (2007).
Вендерс также известен как документалист. В числе значимых картин в этом жанре "Клуб Буена Виста" (1998) об американском гитаристе Рае Кудере, с которым дружил и часто сотрудничал режиссер (также работал с такими музыкантами, как Боно, Ник Кейв и Лу Рид), "Пина: танец страсти" (2011) о немецкой танцовщице и хореографе Пине Бауш, "Соль земли" о творчестве одного из самых выдающихся фотографов современности Себастьяне Сальгадо. Все эти работы были номинированы на "Оскар" в категории "лучший документальный фильм" (в 2000, 2012 и 2015 гг. соответственно), а последняя также была удостоена двух наград Каннского кинофестиваля и премии "Сезар" в 2014 г.
На счету Вима Вендерса более 60 режиссерских работ, еще почти в 50 фильмах он выступал продюсером (в т. ч. собственных фильмов). В числе последних лент драма "Прекрасные дни в Аранхуэсе" (2016; при участии Петера Хандке) и документальная картина "Папа Франциск. Человек слова" (2018, номинация на приз "Золотой глаз" Каннского кинофестиваля).
Среди многочисленных кинонаград Вендерса почетный "Золотой медведь" Берлинского фестиваля (2015).
Личные сведения
Вим Вендерс в 1993 г. на съемках фильма "Так далеко, так близко" познакомился с Донатой Шмидт, работавшей ассистентом оператора (ныне - художница), в том же году женился на ней. Это его третий брак. В 1964-1974 гг. его супругой была актриса Эдда Кехль, в 1979-1981 гг. - певица Рони Блэкли.
В 2012 г. в Дюссельдорфе был открыт Фонд Вима Вендерса, который занимается поддержкой молодых деятелей искусства.

{{filterList[filterType]}}