3 июня 2020 г. исполняется 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза маршала авиации Константина Вершинина. Специально для ТАСС-ДОСЬЕ материал о нем подготовил российский историк Алексей Исаев.
Начало военной карьеры
Константин Андреевич Вершинин родился 3 июня (21 мая по старому стилю) 1900 г. в д. Боркино Яранского уезда Вятской губернии Российской империи (ныне Яранский район Кировской обл.). По возрасту он не успел попасть на фронты Первой Мировой войны. На войну Гражданскую в рядах Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА) он попал в 1919 г. и принял участие в боях против формирований генерала Станислава Булак-Булаховича в Белоруссии (1920), подавлении антибольшевистских выступлений в Воронежской губернии (1919) и в Кронштадте (1921).
Изначально карьера Вершинина была далека от "пятого океана" - воздуха. В начале своего пути как профессионального военного он командовал стрелковой ротой, затем батальоном. В 1923 г. он окончил Высшую тактическо-стрелковую школу командного состава РККА им. III Коминтерна "Выстрел". Затем заочно учился в Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил РФ). По собственному признанию в мемуарах, он тогда думал исключительно о карьере пехотного командира. Крутой поворот в судьбе произошел в 1930 г., когда он перешел на службу в военно-воздушные силы. Его направили на учебу на командный факультет в Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н. Е. Жуковского (ныне Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского). Поначалу Вершинин осваивал новое дело без особого энтузиазма. После окончания академии в 1933 г. он стал начальником оперативного отдела штаба авиационной бригады, затем работал в научно-исследовательском институте Военно-воздушных сил (ВВС) РККА, с 1934 г. служил командиром эскадрильи Высших летно-тактических курсов (ныне Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ им. В. П. Чкалова). Здесь надо сказать, что опыт службы пехотным командиром пошел на пользу Вершинину. Как показала его карьера в качестве командующего авиацией, он четко понимал, что ждут от ВВС наземные части.
Однако до командования авиасоединением ему предстояло еще пройти довольно долгий путь. В предвоенный период специализацией Вершинина было обучение летчиков. С августа 1938 г. он был помощником начальника, а с мая 1941 г. начальником Высших авиационных курсов усовершенствования летного состава. Ему не суждено было пройти предвоенные конфликты в Испании (1936-1939), Китае (1937-1945), на Халхин-Голе (1939) и в Финляндии (1939-1940). На груди полковника Вершинина к началу Великой Отечественной войны красовалась лишь медаль "XX лет РККА", обычная для множества командиров, начинавших служить в годы Гражданской войны.
Великая Отечественная война
Карьера Вершинина пошла в гору с сентября 1941 г., когда он был назначен командующим ВВС Южного фронта. В октябре 1941 г. он получил звание генерал-майора. Южный фронт в то время из периферии театра военных действий стал одним из первых, перешедших в зимнее контрнаступление. По итогам зимней кампании он был награжден орденом Красного Знамени. Однако действительно звездным часом для Константина Вершинина стала битва за Кавказ. В мае 1942 г. он был назначен командующим 4-й воздушной армией, принявшей активное участие в боях на этом направлении. Причем уже в самом начале ВВС получили непростую задачу сдерживания наступающего противника, преследующего обескровленные летними неудачами и потерей Ростова войска. С этой задачей ему удалось справиться. Немецкий историк Вильгельм Тике писал об этих днях: "Необычная активность советской авиации создавала помехи выдвижению немецких соединений. Советские самолеты… кружились над районами сосредоточения и демонстрировали подавляющее превосходство в воздухе". Это было признание успеха, достигнутого в тяжелом периоде войны.
Одновременно Вершинину пришлось работать над использованием авиации в горных условиях. Здесь советскими летчиками весьма удачно применялись устаревшие бипланы И-153, отличавшиеся маневренностью, жизненно необходимой в горах. Во всех случаях Вершинин оставался верен своему 10-летнему опыту службы в пехоте. На совещаниях он часто повторял "Мы для них, а не они для нас" т.е. авиация воюет не сама по себе, а оказывает поддержку наземным войскам.
Неудивительно, что именно Константину Вершинину, к тому моменту уже генерал-лейтенанту авиации суждено было сыграть большую роль в легендарном воздушном сражении на Кубани весной-летом 1943 г. Это был не только тактический поединок летчиков, но и триумф управления авиацией. По распоряжению Вершинина на передовой был развернут командный пункт (КП) управления истребительной авиацией. Руководитель пункта наведения видел сражение и мог своевременно поднимать свои самолеты для наращивания усилий в воздухе, предупреждать пилотов в воздухе о появлении истребителей и бомбардировщиков противника. В небе над Кубанью разворачивались крупные воздушные бои, в которых участвовали по 30-50 самолетов с каждой стороны. Также Вершинин требовал не подпускать вражеские бомбардировщики к линии фронта, а не атаковать их вдогон уже после сброса бомб. Решение этой задачи привело к развитию новаторской для ВВС Красной армии того времени тактики "свободной охоты" группами из наиболее опытных пилотов. В итоге воздушное сражение над Кубанью стало одним из самых знаменитых в ходе войны.
В дальнейшем 4-я воздушная армия генерал-полковника Константина Вершинина была переброшена на западное стратегическое направление, в Белоруссию. Это тоже было своего рода признанием заслуг командарма. По итогам действий авиации во время операции "Багратион" в августе 1944 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
В наградном листе на полководческий орден Суворова I степени, подписанном командующим 1-го Белорусского фронта маршалом Константином Рокоссовским указывалось: "Управление авиацией было построено на основе постоянного личного контакта авиационных представителей и командиров авиационных дивизий с соответствующими командирами общевойсковых соединений на КП которых были развернуты радиостанции наведения". Фронт Рокоссовского действовал в весьма своеобразной ситуации, его войска форсировали русла Ост-Одера и Вест-Одера, разделенные полосой подтопленной местности. Переправа артиллерии была немалой проблемой, и только эффективное взаимодействие с авиацией обеспечило успех в наступлении с захваченных плацдармов. Наградной лист был подписан Рокоссовским уже после окончания войны и, пожалуй, наиболее точно обрисовывает деятельность Вершинина как авиационного командира.
Послевоенная жизнь
После войны карьера Константина Вершинина сделала еще один резкий поворот. Скандальное "Авиационное дело" в 1946 г. привело к аресту командующего ВВС Красной армии главного маршала авиации Александра Новикова, а также ряда деятелей ВВС и промышленности. Обвинения были достаточно серьезные и касались упущений в строительстве ВВС, а также сговора между ВВС и промышленностью. На арестованных возлагалась вина за отставание советской авиации в отношении реактивных самолетов.
В этой нервозной обстановке Константин Вершинин получил звание маршала и должность главнокомандующего ВВС, заместителя министра обороны СССР. Следует отметить, что советская авиация к 1946 г. обладала обширным парком стремительно устаревающих самолетов. ВВС спешно перевооружались на реактивную технику. Вершинин обратился к своему предвоенному опыту организации учебы летчиков. По его инициативе был создан 1-й специальный учебный центр для обучения летного состава полетам на реактивных самолетах. Военно-воздушным силам вскоре удалось сократить отставание в области реактивной техники. Также стратегическая авиация ВВС готовилась к миссии нанесения ядерных ударов.
Столь же внезапно как назначение, в 1949 г. последовала опала маршала, точнее назначение с понижением, хотя и без явных обвинений. Он был направлен на работу в ПВО. Одним из объяснений может служить начало холодной войны, в случае перерастания которой в полноценный конфликт понадобились бы совсем другие навыки командующего. Так или иначе, на пост Главнокомандующего ВВС Константин Вершинин вернулся уже после смерти Иосифа Сталина (1953 г.). в 1957 г. В 1959 г. ему было присвоено звание главного маршала авиации.
Завершилась долгая служба Константина Вершинина советской авиации в 1969 г., с переходом в группу Генеральных инспекторов, в которой он трудился до конца жизни.
Константин Вершинин скончался 30 декабря 1973 г. в возрасте 73 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Награды, память
Герой Советского Союза (1944). Был награжден шестью орденами Ленина (1942, 1944, 1944, 1945, 1960, 1970), орденом Октябрьской Революции (1968), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1944, 1950), тремя орденами Суворова I степени (1944, 1945, 1945), орденом Суворова II степени (1943), орденом Отечественной войны I степени (1943) и медалями, а также орденами и медалями зарубежных стран, в т. ч. орденами Возрождения Польши 2-й степени, польскими "Виртути Милитари" и "Крест Грюнвальда".
Бюсты Константина Вершинина установлены в Парке Победы в г. Кирове и в с. Большая Шишовка Кировской области. Мемориальные доски маршалу установлены на задании Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского (г. Москва), где он учился, а также на Судостроительно-судоремонтном заводе им. С. Н. Бутякова (г. Звенигово), где в юности работал будущий маршал.
Энциклопедия
Вершинин, Константин Андреевич
{{filterList[filterType]}}