Владимир Иванович Воронин родился 17 (5 по старому стилю) октября 1890 г. в с. Сумский Посад Кемского уезда Архангельской губернии Российской империи (ныне в составе Беломорского района Республики Карелия) в семье моряков. Его двоюродный дядя Федор Воронин, владелец шхуны "Святой Николай", в 1874 г. вошел в историю Арктики тем, что спас участников австро-венгерской полярной экспедиции под руководством Карла Вайпрехта и Юлиуса Пайера после того, как их корабль "Адмирал Тегетгоф" потерпел крушение во льдах. В ходе этой экспедиции Вайпрехтом и Пайером был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа.
Владимир Воронин с 11 лет начал выходить в море юнгой на парусных судах. Первым пароходом, на котором Воронин начал службу матросом, стал "Савватий", принадлежавший пароходству Игнатия Буркова. В 1912 г. Владимир Воронин окончил Сумскую мореходную школу (п. Сумский Посад), получил звание штурмана четвертого класса и занял должность старшего помощника капитана "Савватия", затем служил старшим помощником капитана на пароходах "Кандалакша" и "Ломоносов" Архангельско-Мурманского срочного пароходства.
В 1916 г. Воронин окончил Архангельское торгово-мореходное училище (ныне Арктический морской институт им. В. И. Воронина является филиалом Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова), после чего был зачислен штурманом в экипаж парохода "Федор Чижов" Архангельско-Мурманского срочного пароходства. 16 мая 1918 г. "Федор Чижов" во время рейса в Мурманск был атакован немецкой подводной лодкой U-22 близ поселка Вайда-Губа (ныне в Мурманской области), и потоплен артиллерийским огнем. Большей части экипажа, в том числе раненому Владимиру Воронину, удалось выжить и добраться до берега.
После выздоровления он поступил на службу на пароход "Колгуев" (с 1921 г. - "Юшар"), затем стал капитаном "Кандалакши". На пароходе "Сергей Витте" (с июля 1920 г. - "Пролетарий", с сентября 1921 г. - "Канин") Воронин в 1920-1921 гг. участвовал в экспедициях в Карское море, целью которых была доставка пшеницы из регионов Сибири.
В 1926 г. Воронин стал капитаном ледокольного парохода "Георгий Седов". В 1928 г. "Георгий Седов" участвовал в поисках экипажа потерпевшего крушение дирижабля "Италия" экспедиции итальянского арктического исследователя Умберто Нобиле. В 1929-1930 гг. "Георгий Седов" принял участие в научных экспедициях, проведенных под руководством академика Отто Шмидта. Во время экспедиций исследователями была организована полярная станция Бухта Тихая на о. Гукера (в центральной части архипелага Земля Франца-Иосифа), также были открыты неисследованные ранее острова в северо-восточной части Карского моря, названные в честь участников экспедиции, в том числе Владимира Воронина.
В 1932 г. ледокольный пароход "Александр Сибиряков" под командованием Воронина впервые в истории в ходе экспедиции Арктического института под руководством Отто Шмидта совершил сквозной переход по Северному морскому пути из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию (2 месяца и 5 дней). Экспедиция была сопряжена со значительными трудностями, в Чукотском море во льдах был обломан гребной винт судна, вследствие чего оно потеряло ход, однако экипаж смог установить паруса и дойти до Берингова пролива самостоятельно.
В 1933-1934 гг. Владимир Воронин командовал пароходом "Челюскин", который в ходе экспедиции по Северному морскому пути был затерт льдами и около полугода дрейфовал в Чукотском море. 13 февраля 1934 г. "Челюскин" был раздавлен льдом и затонул, экипаж корабля сошел на льдину, где разбил лагерь. Члены экспедиции были вывезены самолетами полярной авиации в марте - апреле 1934 г.
В 1934 г. Воронин был назначен капитаном ледокола "Ермак". В январе 1938 г. ледокол участвовал в эвакуации участников первой советской дрейфующей полярной станции "Северный полюс - 1".
В 1938 г. Воронин стал первым капитаном новейшего на тот момент ледокола "Иосиф Сталин" (с 1961 г. - "Сибирь"), однако через год в связи с болезнью он вынужден был выйти в отставку.
После начала Великой Отечественной войны несмотря на состояние здоровья мореплаватель смог добиться права вернуться к службе. В начале 1942 г. он прибыл в Архангельск, где занимал должность старшего лоцмана Северного морского пути. Затем он вновь занял пост капитана "Иосифа Сталина". В сложных метеорологических условиях при активном противодействии авиации и подводных лодок противника ледокол проводил суда по Северному морскому пути.
В 1946 г. Владимир Воронин возглавил первую советскую антарктическую китобойную флотилию "Слава".
С 1947 г. Воронин вновь стал капитаном ледокола "Иосиф Сталин".
Владимир Воронин скончался 18 октября 1952 г. в возрасте 62 лет на борту ледокола "Иосиф Сталин" близ о. Дикси (Красноярский край). Был похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Шуваловском кладбище.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР (1946-1950).
Был награжден двумя орденами Ленина (1932, 1944), Нахимова II степени (1945), Отечественной войны I и II степеней (1945, 1943), Трудового Красного Знамени (1936), Красной Звезды (1933), орденом Знак Почета (1937) и медалями.
Ему принадлежит автобиографическая повесть "Жизнь, отданная морю" (1935).
Бюст Владимира Воронина был поставлен в Архангельске, на родине в с. Сумской Посад установлена мемориальная доска. В честь мореплавателя были названы улицы в Санкт-Петербурге, Беломорске, Северодвинске, Архангельске, Екатеринбурге и Соколе (Вологодская область). Также имя Воронина было присвоено Арктическому морскому институту в Архангельске и ряду географических объектов в Арктике.
Имя капитана Воронина носил ледокол (построен в 1955 г., списан в 1970-х гг.), действовавший на Северном морском пути.
Энциклопедия
Воронин, Владимир Иванович
{{filterList[filterType]}}