Все новости
Энциклопедия

Земекис, Роберт

Земекис, Роберт
© EPA

Происхождение, образование, начало карьеры
Роберт Земекис (полное имя – Роберт Ли Земекис; Robert Lee Zemeckis) родился 14 мая 1952 г. в Чикаго (шт. Иллинойс, США). Имеет литовские и итальянские корни.
В подростковом возрасте он начал снимать сначала семейные праздники на восьмимиллиметровую кинокамеру, а затем и короткометражные фильмы, в которых сочетались различные спецэффекты. По собственному признанию, он твердо решил связать свою жизнь с кино после просмотра криминальной драмы Артура Пенна "Бонни и Клайд" (1967).
Первые два года обучения киноискусству Земекис провел в Университете Северного Иллинойса, параллельно работая монтажером на одной из студий телеканала NBC (Эн-би-си) и создавая рекламные ролики для телевидения. После перевелся в Школу кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, которую окончил в 1973 г.
В вузе Земекис написал сценарии и срежиссировал свои первые профессиональные короткометражные фильмы – "Лифт" (1972) и "Поле чести" (1973). За последний в 1975 г. он получил "студенческий Оскар" – специальную награду американской Академии кинематографических искусств и наук для слушателей колледжей и университетов. После этого начинающий режиссер привлек внимание Стивена Спилберга, который стал его наставником.
Кинорежиссер, сценарист, продюсер
Первые фильмы Земекиса – комедии "Я хочу держать тебя за руку" (1978) и "Подержанные автомобили" (1980) - были хорошо встречены критиками, но не имели кассового успеха. Из-за низких сборов следующие несколько лет режиссер занимался написанием сценариев. В частности, Спилберг привлек Земекиса к работе над собственным проектом – сатирической комедией "Тысяча девятьсот сорок первый" (1979).
В 1984 г. Земекис выпустил приключенческий фильм "Роман с камнем", который не только получил положительные отзывы кинокритиков, но и стал популярным у широкой публики. После этой картины Земекис обрел известность в США и приступил к работе над фильмом о подростке, переместившемся из современности в 1955 г. на машине времени, по своему сценарию, ранее отклоненному несколькими студиями. Так, в 1985 г. появилась первая часть научно-фантастической трилогии "Назад в будущее". Фильм принес Земекису номинации на престижные кинопремии "Оскар", "Золотой глобус" и БАФТА, а огромная популярность картины повлекла за собой съемки двух сиквелов, вышедших в 1989 и 1990 гг. В 1988 г. в сотрудничестве со студией Walt Disney Company ("Уолт Дисней компани") режиссер снял комедийный анимационно-игровой фильм "Кто подставил кролика Роджера", в котором рисованная мультипликация комбинирована с игрой живых актеров.
В 1990-е гг. также оказались успешными в карьере Земекиса. В 1992 г. вышла черная комедия "Смерть ей к лицу", имевшая успех как у критиков, так зрителей. Пиком карьеры режиссера стала драма с элементами комедии "Форрест Гамп" (1994). В ней от лица главного героя (Том Хэнкс) Земекис повествует о жизни слабоумного мужчины, которому невольно пришлось сыграть ключевую роль в ряде знаковых событий в американской истории 1950-1970-х гг. и взаимодействовать с несколькими из крупнейших исторических фигур того периода. Фильм был признан американскими кинокритиками культовым, стал самым кассовым проектом Земекиса (выручка составила $678,2 млн при бюджете $55 млн) и получил шесть кинопремий "Оскар", в том числе в категории "Лучший режиссер". В этой же номинации за эту картину Земекис был удостоен "Золотого глобуса" и награды Гильдии режиссеров Америки. В 1997 г. на экраны вышел научно-фантастический фильм "Контакт", повествующей о радиоастрономе (Джоди Фостер), убежденной в том, что она установила контакт с инопланетными существами. Также в это десятилетие Земекис выступил сценаристом и продюсером нескольких фильмов ужасов и комедий с элементами с ужаса, среди которых "Чужая территория" (1992), "Байки из склепа: Демон ночи" (1995), "Страшилы" (1996), "Дом ночных призраков" (1999).
В 2000-е гг. он занимался преимущественно продюсерской работой, а также изучением новых приемов и цифровых методов съемки в Центре цифровых искусств в Университете Южной Калифорнии. Земекис спродюсировал более десяти фильмов, а также снял несколько коммерчески успешных картин с использованием разработанных им технологий. Среди них мистический триллер "Что скрывает ложь" (2000) о паре, живущей в доме с привидениями, драма "Изгой" (2000) о сотруднике почтовой компании, выброшенном на необитаемый остров и претерпевающем глубокие личностные изменения, анимационный фильм "Полярный экспресс" (2004) про путешествие детей на волшебном поезде на Северный полюс, фантастическая драма "Беовульф" (2007) по мотивам одноименного англосаксонского эпоса и семейный анимационный фильм "Рождественская история" (2009).
В 2010-е гг. Земекис посвятил большую часть времени своим проектам. Им были сняты драма "Экипаж" (2012), биографический фильм о французском канатоходце Филиппе Пети "Прогулка" (2015), триллер "Союзники" (2016), фэнтези "Удивительный мир Марвена" (2018) и комедия "Ведьмы" (2020). В настоящее время он работает над музыкальным фэнтезийным фильмом "Пиноккио", который должен выйти в сентябре 2022 г.
На счету Роберта Земекиса более 20 режиссерских работ.
Роберт Земекис является признанным мастером спецэффектов. По мнению критиков, он один из тех, кто сочетает в своем творчестве драматическую глубину с внешней зрелищностью и техническим новаторством. Сам режиссер отмечает, что у всех героев в его картинах характеры реальных людей, именно у них были позаимствованы привычки и поведение.
Личные сведения
В 1980-2000 гг. Земекис был женат на актрисе Мэри Эллен Трейнор. С 2001 г. в браке с актрисой Лесли Элизабет Хартер. У него три сына и дочь.

{{filterList[filterType]}}