МОСКВА, 13 сентября. /ИТАР-ТАСС/. ОАО "Российские железные дороги" /РЖД/ намерено сократить расходы в 2013 году на 105,7 млрд рублей. Об этом пишут "Ведомости" со ссылкой на доклад компании вице-премьеру РФ Игорю Шувалову.
Совет директоров РЖД в конце 2012 года утвердил программу сокращения расходов на 23,9 млрд рублей, но Минэкономразвития ухудшило прогноз социально-экономического развития, в связи с чем компания решила дополнительно оптимизировать расходы еще на 81,8 млрд рублей. Президент РЖД Владимир Якунин также ранее заявлял о намерении компании сократить расходы на 240 млрд рублей в течение трех лет.
Минэкономразвития требовало от РЖД сокращать издержки за счет оптимизации численности штата монополии и увеличения производительности труда. Тем не менее, РЖД в этом году не сокращали численность персонала. Как следует из доклада РЖД, компания оптимизировала расходы за счет замены старого оборудования на новое, оптимизации производственных и управленческих процессов, снижения закупочных цен и потребления расходных материалов, а также топлива и электроэнергии.
Согласно документу, в ближайшие три года РЖД ожидает убытков - в 2014 году - в размере 76 млрд рублей, в 2015 году - 90,1 млрд рублей, в 2016 году - 66,7 млрд рублей. Финансовый план РЖД рассчитан с учетом индексации тарифов на уровне 5% и будет пересмотрен из-за отказа правительства от индексации тарифов естественных монополий в 2014 году.
Штат может сократиться на 60 тысяч
"Мы будем стараться сбалансировать бюджет, будем применять меры по антикризисному управлению. Это может повлечь достаточно масштабное сокращение персонала, а при той технологии и технике, на которых мы работаем, мы и так уже находимся на пределе численности персонала, иначе это принесет прямой ущерб безопасности, - заявил ранее глава РЖД Владимир Якунин в интервью телеканалу "Россия 24". - Эта цифра /количество сотрудников, которые могут быть уволены - прим.ред./ может достигнуть 60 тыс. человек".
Глава РЖД подчеркнул, что в случае принятия решения о заморозке тарифов, по расчетам РЖД, которые проводились совместно с Центром стратегического планирования и Институтом проблем естественных монополий, ущерб компании и экономике страны будет значительным.
Якунин отметил, что реализация инвенстпрограммы РЖД вносит вклад в развитие еще 19 областей экономики, и сокращение программ развития железнодорожного транспорта нанесет ущерб и смежным областям.
Инициатива правительства: за и против
В начале сентября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил профильным министерствам и ведомствам подготовить предложения по сохранению в 2014 году тарифов на услуги естественных монополий на уровне 2013 года. Главы Минэкономразвития и Минфина публично поддержали инициативу, надеясь на снижение бюджетных расходов, инфляции и рост промышленности. Минтранс и ОАО "РЖД" выступили против этой инициативы, опасаясь за финансово-экономическое положение железнодорожного транспорта и судьбу ключевых отраслевых инвестпроектов. Глава Минэнерго также против "нулевого" варианта, предлагая незначительно повысить тарифы естественных монополий в пределах уровня инфляции.
Глава Росстата Александр Суринов считает, что заморозка тарифов на следующий год приведет к эффекту отложенной инфляции в 2015 году.
Опрошенные ИТАР-ТАСС аналитики отрасли считают, что неминуемое сокращение инвестпрограммы ОАО "РЖД" из-за замораживания тарифов может быть компенсировано только увеличением прямых субсидий из бюджета на ключевые инфраструктурные проекты.