1 марта 2014, 13:54

Порядок решения вопроса о возможности использования ВС РФ за границей. Справка

ТАСС-ДОСЬЕ. В соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил (ВС) РФ за пределами территории России относится к ведению Совета Федерации.

Согласно регламенту Совфеда (статьи 159-162), верхняя палата парламента приступает к рассмотрению вопроса о возможности использования ВС за пределами России после получения обращения президента, в котором содержится обоснование данного предложения.

После получения соответствующего предложения председатель Совета Федерации направляет его для подготовки заключений в комитеты верхней палаты парламента по обороне и безопасности и по международным делам. Вопрос о возможности использования ВС за пределами России рассматривается на ближайшем заседании палаты после поступления обращения президента. На заседание приглашаются президент и председатель правительства России.

Заседание начинается с доклада президента либо по его поручению полномочного представителя президента в Совете Федерации, после чего оглашаются заключения Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитета Совета Федерации по международным делам.

Решение о возможности использования ВС РФ за пределами России принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации. Этот документ в двухдневный срок со дня его принятия направляется президенту.

Согласно Военной доктрине РФ (действующая редакция утверждена президентом Владимиром Путиным 25 декабря 2014 года), применение российских ВС считается правомерным, если это делается для отражения агрессии против России и (или) ее союзников, поддержания (восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты российских граждан, находящихся за пределами РФ, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами.

Порядок оперативного использования ВС РФ за рубежом утвержден поправками в закон "Об обороне", подписанными президентом РФ Дмитрием Медведевым 9 ноября 2009 года.

Со вступления в силу Конституции РФ 25 декабря 1993 года президенты России пользовались правом о внесении предложений об использовании ВС за рубежом девять раз (включая использование контингента в Сирии в сентябре 2015 года). Во всех случаях Совет Федерации просьбы удовлетворял.

Президент РФ Борис Ельцин обращался с соответствующими предложениями в Совет Федерации дважды. 5 января 1996 года Совет Федерации одобрил его просьбу о применении войск в миротворческой операции многонациональных сил по выполнению Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине. 25 июня 1999 года Совет Федерации одобрил ввод войск в Косово, Союзную Республику Югославия, причем сделано это был уже две недели спустя после марш-броска сводного батальона Воздушно-десантных войск ВС России на Приштину.

Путин в 2000-2008 годах пользовался правом четыре раза - для использования российских миротворцев в операциях ООН. 7 июня 2000 года Совфед дал соответствующую санкцию для ввода войск в Сьерра-Леоне, 10 декабря 2003 года - в Либерию, 30 июня 2004 года - в Бурунди, 27 декабря 2005 года - в Судан.

Медведев вносил подобное предложение в Совет Федерации только один раз - 25 августа 2008 года верхняя палата парламента одобрила использовании воинского формирования ВС РФ в операции Евросоюза в поддержку присутствия ООН в Республике Чад и ЦАР. Во время конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года Совет Федерации решений об использовании войск не принимал, так как там уже действовал миротворческий контингент.

1 марта 2014 года Совет Федерации дал согласие Путину на использование ВС РФ на территории Украины до нормализации там обстановки. Путин правом на ввод войск не воспользовался. 25 июня Совфед отменил свое постановление по просьбе главы государства.