1 июня 2014, 06:24,
обновлено 26 ноября 2015, 09:21

Аварии и катастрофы вертолетов Ми-8 в России в 2010-2015 годах. Хронология

C начала эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого семейства произошло несколько сотен инцидентов, приведших к ранениям и гибели людей

ТАСС-ДОСЬЕ. C начала эксплуатации Ми-8 с вертолетами этого семейства произошло несколько сотен инцидентов, приведших к ранениям и гибели людей. С начала 2010 г. по н.в. на территории России в результате различных авиапроисшествий (без учета авиапроисшествия в Хабаровском крае 15 августа 2015 г.) были потеряны по меньшей мере 23 вертолета этого типа, в катастрофах погибли не менее 112 человек. В хронологии учитываются происшествия с участием Ми-8 и его модификаций: Ми-17, Ми-171 и др.

2010 год

10 апреля 2010 г. на горном перевале Дудук в 67 км к западу от г. Елизово (Камчатский край) вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22881) "Камчатских авиалиний", ожидавший у подножия горы туристов-лыжников, был накрыт снежной лавиной. Погибли находившиеся на борту судна второй пилот и бортмеханик, а также восемь туристов (пятеро из них - граждане Германии). Командир воздушного судна и еще семь иностранцев были госпитализированы.

27 июля 2010 г. вертолет Ми-8АМТШ (бортовой номер "88 синий") 6971-й авиабазы ВВС России при посадке на скалы Ленца (северный склон горы Эльбрус) на высоте 4804 м задел несущим винтом скалу, повредил хвостовую балку, ударился о землю и разрушился. Погибших не было.

2 ноября 2010 г. в районе с. Мицулевка (Сахалинская область) упал на землю и загорелся Ми-8МТВ2 6-го отдельного авиаотряда ФСБ РФ, выполнявший учебно-тренировочный полет в сложных метеоусловиях. Погибли 4 человека.

25 ноября 2010 г. в Тарском районе Омской области на вертолетной площадке Западно-Крапивинского нефтяного месторождения совершил жесткую посадку, опрокинулся и загорелся вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22376) Новосибирского авиаремонтного завода. Погибли восемь пассажиров-нефтяников, трое членов экипажа получили ранения.

19 декабря 2010 г. на Ямале в районе 267-го км железнодорожной линии Обская-Бованенково при жесткой посадке разрушился Ми-8Т авиакомпании "Ямал" (регистрационный номер RA-24655), перевозивший рейсом ЯЛ-9804 группу геологов по маршруту Салехард - Лабытнанги - 267 км - Сеяха - Сабетта. На борту находилось 18 человек, из них 15 пассажиров. Погиб командир воздушного судна, 17 человек получили травмы различной степени тяжести. Причина катастрофы - ошибка экипажа.

2011 год

19 января 2011 г. в Тейково (Ивановская область) вертолет Ми-8 (регистрационный номер RF-04530) 10-й отдельной вертолетной эскадрильи РВСН, направлявшийся в Татищево (Саратовская область), сразу после взлета рухнул на землю с высоты около 20 м, значительно повредив кабину и несущий винт. Командир и штурман получили ушибы и ссадины, борттехник не пострадал.

5 июля 2011 г. в Катангском районе Иркутской области в заболоченной местности потерпел аварию Ми-8Т (регистрационный номер RA-22350) авиакомпании "ЮТэйр", перевозивший рабочих на буровую вышку. Пилот принял решение провести высадку пассажиров из висящего положения, однако при разгрузке возник крен, машина провалилась колесом в грунт и опрокинулась на правый борт. Двое успевших покинуть вертолет рабочих погибли, трое получили травмы, остальные пассажиры и члены экипажа не пострадали. Всего на борту находились 16 человек.

19 июля 2011 г. в Нижнесергинском районе Свердловской области вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22387) авиакомпании "Уктус" при полете в сложных метеоусловиях из- за ошибки пилотирования задел верхушки деревьев. Экипаж попытался совершить вынужденную посадку, при которой воздушное судно коснулось земли рулевым винтом, опрокинулось на левый борт и разрушилось. Погиб командир экипажа, три человека получили ранения.

25 июля 2011 г. при полете в районе с. Биллингс (Чукотка) отказал двигатель у Ми-8Т (регистрационный номер RA-24422) авиакомпании "Чукотавиа". При посадке вертолет ударился о землю и загорелся. Погибли четыре человека из шести, находившихся на борту.

2012 год

24 апреля 2012 г. на аэродроме Гаровка-2 близ Хабаровска Ми-8МТ (бортовой номер "40 синий", регистрационный - RF-95392) авиагруппы 573-й авиабазы ВВС России при посадке неожиданно начал вращаться вокруг своей оси. В результате жесткого приземления на автодорогу вертолет упал на бок, сломав хвостовую балку и оба винта, разбив остекление кабины и смяв левый борт. Трем членам экипажа потребовалась медицинская помощь.

17 сентября 2012 г. на аэродроме Калачинск (Омская обл.) произошло столкновение двух выполнявших посадку вертолетов Ми-8Т (регистрационные номера RA-22719 и RA-22850) Омского летно-технического колледжа гражданской авиации. В результате происшествия три члена экипажа вертолета RA-22719 получили ушибы, у самой машины был деформирован фюзеляж, разрушены несущий винт и хвостовая балка. У второго вертолета была повреждена правая основная стойка шасси и три лопасти несущего винта.

17 октября 2012 г. в пос. Юрубчен-5 (Красноярский край) при заходе на посадку потерпел крушение Ми-8Т  (регистрационный номер RA-24267) авиакомпании "КрасАвиа", летевший по маршруту Богучаны - Юрубчен - Богучаны. Вертолет зацепился хвостовой балкой за препятствие и упал. На борту находились 12 человек, один из них погиб, трое получили ранения.

2013 год

16 марта 2013 г. в аэропорту Ханкалы (Чечня) вертолет Ми-8МНП 2-го объединенного авиаотряда ФСБ, заходя на посадку в сложных метеоусловиях, столкнулся с землей и загорелся.Погибли три человека.

6 мая 2013 г. в Иркутской области потерпел крушение Ми-8 (регистрационный номер RA-24410) авиакомпании "Ангара", выполнявший противопаводковые работы на реке Нижняя Тунгуска. Погибли все 9 человек, находившихся на борту - шесть сотрудников МЧС (среди них врио начальника регионального Главного управления МЧС Станислав Омельянчик) и трое членов экипажа. Вертолет перевозил около 2 тонн аммонита - взрывчатого вещества, которое планировалось использовать для подрыва ледяного затора.

28 мая 2013 г. в районе с. Ивановский (Саратовская обл.) потерпел аварию Ми-8ТП (бортовой номер "72 желтый") Сызранского филиала ВУНЦ ВВС России. Погиб бортовой техник. Несущий винт машины в полете отрубил хвостовую балку.

6 июня 2013 г. в Хабаровском крае пропала связь с Ми-8Т (RF-95370), принадлежавшим аэроклубу ДОСААФ. Воздушное судно выполняло коммерческий рейс по маршруту Тугур - Бриакан. 8 июня разбившийся вертолет был обнаружен в лесном массиве, в катастрофе погибли 5 человек. Расследовавшая происшествие комиссия посчитала причиной катастрофы "вероятные ошибки экипажа".

2 июля 2013 г. в Якутии в 40 км севернее пос. Депутатский разбился вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22657) авиакомпании "Полярные авиалинии". На борту находились 28 человек, в том числе 11 детей. Из-за сильных нисходящих потоков воздуха воздушное судно потеряло управление, задело винтом сопку, упало и загорелось. В результате катастрофы погибли 24 человека, четверо /в том числе трое членов экипажа/ выжили. Среди погибших - депутат заксобрания республики Александр Морозкин, руководитель республиканской инвестиционной компании Виктор Ефимов и представители компании "АЛРОСА".

2014 год

31 мая 2014 г. вертолет Ми-8АМТ (регистрационный номер RA-22423) авиакомпании "СПАРК авиа" упал в оз. Мунозеро (Мурманская область). Из находившихся на борту 18 человек погибли 16, в том числе заместитель губернатора Мурманской области Сергей Скоморохов и гендиректор компании "Апатит" Алексей Григорьев.

4 сентября 2014 г. при посадке в аэропорту Геленджика потерпел крушение вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-24255) компании "ПАНХ", участвовавший в показательных полетах "Гидроавиасалона-2014". Вертолет задел хвостовым винтом поверхность рулежной дорожки, что привело к отделению хвостовой балки. Два члена экипажа погибли на месте, один получил сильные ожоги, был госпитализирован в тяжелом состоянии, но скончался не приходя в сознание 6 сентября.

10 октября 2014 г. на востоке Республики Тува пропал вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-24614) авиакомпании "Тувинские авиалинии" ("Тыва- Авиа"), выполнявший полет из н. п. Соруг в Кызыл. На борту находились 3 члена экипажа и 11 пассажиров. Впоследствии проверка Западно-Сибирской транспортной прокуратуры выявила нарушения законодательства, допущенные аэропортовыми службами при регистрации и посадке на борт пассажиров (двух человек из их числа не было в заявке на полет). Кроме того, установлено, что вертолет отклонялся от маршрута и без разрешения садился в зоне заповедника "Азас". Проводятся поиски воздушного судна.

2 ноября 2014 г. на оз. Кумалито в 35 км от пос. Ханымей (Ямало- Ненецкий автономный округ) совершил жесткую посадку частный вертолет Ми-8 без регистрации, принадлежавший начальнику отдела социального обеспечения компании "Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз" Валерию Шестопалову. На борту погибли два человека - владелец воздушного судна и начальник Ноябрьского участкового лесничества Евгений Казаков. По информации правоохранительных органов, вертолет выполнял несанкционированный полет.

7 декабря 2014 г. в Ненецком автономном округе вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-06138) 2-го Архангельского объединенного авиаотряда, выполнявший рейс из района нефтяного месторождения им. Требса в пос. Варандей с тремя членами экипажа и четырьмя пассажирами-буровиками на борту, вскоре после взлета совершил жесткую посадку из-за неполадки двигателя. От полученных ранений скончались два человека - бортмеханик и пассажир, еще четыре человека были госпитализированы.

2015 год

23 апреля 2015 г. вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22919) российской авиакомпании "Витязь-Аэро", выполнявший коммерческий рейс по маршруту "село Эссо - река Сопочная" (Камчатский край), совершил жесткую посадку на склоне в верховьях реки Мигиваям. На борту находились три члена экипажа и три пассажира, они получили ранения. В результате крушения был поврежден фюзеляж вертолета, разрушены хвостовая балка и лопасти несущего винта.

3 июля 2015 г. вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22589) компании "ЮТэйр - Вертолетные услуги", выполнявший обратный рейс после транспортировки больного ребенка из Сургута в Нижневартовск, перестал выходить на связь. На борту находились три члена экипажа и два медработника. 9 июля в протоке Крестовая реки Обь было обнаружено тело второго пилота Даулята Сулнаркаева и фрагменты вертолета, 16 июля найдены тела командира воздушного судна Игоря Павлюка и врача-реаниматолога Ильи Шевелева. Рассматриваются три версии происшествия - нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, неблагоприятные метеоусловия или отказ техники.

15 августа 2015 г. вертолет Ми-8 (регистрационный номер RA-22559) российской авиакомпании "Восток", выполнявший коммерческий рейс из Хабаровска на берег бухты Ончаган с промежуточной посадкой в селе им. Полины Осипенко (Хабаровский край), упал в Охотское море в бухте Ончаган в районе Шантарских островов в 30 м от берега. На борту находились три члена экипажа и 13 пассажиров. Пять человек погибли.