История Московского метрополитена
ГУП "Московский метрополитен" (полное название - Государственное унитарное предприятие (ГУП) города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина") - система скоростного внеуличного транспорта Москвы.
Первые поездки
Постановление "О строительстве Московского Метрополитена" было принято на пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года. Строительство началось в 1932 году.
15 октября 1934 года первый пассажирский поезд, состоящий всего из двух вагонов песочного и коричневого цветов, совершил пробную поездку от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники".
15 мая 1935 года была открыта первая линия "Сокольники" - "Парк культуры" ("Крымская площадь") с десятью станциями протяженностью 9,2 км и ответвление от нее - "Александровский сад" ("Имени Коминтерна") - "Смоленская" с тремя станциями, 2,4 км. По ней с минимальным интервалом в пять минут курсировали четырехвагонные поезда. В день пуска столичного метро было перевезено 370 тыс. человек. С первых дней работы новый для Москвы вид транспорта завоевал большую популярность среди горожан и гостей столицы.
Спустя год, в 1936 году, московское метро по загруженности обогнало парижское: ежедневно перевозилось 360-400 тыс. человек.
Первые станции
Первые станции проектировали и оформляли известные архитекторы и художники - Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере и др. Станции, больше похожие на подземные дворцы, были украшены мраморными колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Для их облицовки было использовано свыше 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс и другие материалы. Большое внимание уделялось искусственному освещению подземных перронов и переходов.
В 1938 году на международной выставке в Нью-Йорке станция "Маяковская" (первая в Москве станция глубокого заложения колонного типа) была удостоена "Гран-при".
Метро во время и после войны
Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19.00 часов служил бомбоубежищем.