Со 2 июля 2014 года в Вене проходит шестой раунд переговоров Ирана и "шестерки" международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) по выработке окончательного Всеобъемлющего соглашения (Всеобъемлющего плана совместных действий), призванного определить параметры развития иранской ядерной программы.
В соответствии с Промежуточным соглашением, подписанным 24 ноября 2014 года в Женеве странами "шестерки" и Ираном (вступило в силу 20 января 2014 года), стороны договорились выработать Всеобъемлющее соглашение к 20 июля 2014 года.
С 13 по 15 июля 2014 года встреча проходила на уровне министров иностранных дел. Российскую делегацию возглавлял замминистра иностранных дел РФ Сергей Рябков (министр иностранных дел РФ Сергей Лавров сопровождал президента Владимира Путина в поездке по странам Латинской Америки). 13-14 июля состоялись три двусторонние встречи госсекретаря США Джона Керри с министром иностранных дел ИРИ Мохаммадом Джавадом Зарифом. С 15 июля переговоры продолжаются на уровне политдиректоров (уровень замминистров иностранных дел).
В ходе шестого раунда представители "шестерки" и Иран не смогли сблизить позиции по ряду ключевых вопросов. Так, стороны не договорились по параметрам программы по обогащению урана. США и Франция считают, что Иран нарушает обязательства по нераспространению ядерного оружия и резолюции СБ ООН. США уверены, что Тегеран в нарушении своих обязательств по мирному использованию атома в состоянии произвести необходимое для оружейного применения количество высокообогащенного урана быстрее, чем это зафиксируют международные эксперты и наблюдатели.
Поэтому западные страны настаивают на сокращении числа центрифуг с 20 тыс. до 10 тыс. и на усилении контроля за их работой. Однако Иран требует увеличения числа центрифуг хотя бы до 50 тыс. в течение действия Всеобъемлющего соглашения. По данным Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ), стране необходимо 190 тыс. центрифуг. Такое количество, по словам руководителя ОАЭИ Али Акбара Салехи, позволит Ирану покрывать свои потребности в обогащенном уране для производства топлива для АЭС и использовать его в других мирных целях, в том числе в медицинской и промышленной сфере.
Разногласия также вызывает график выполнения соглашения и его сроки. Иран считает, что действие соглашения, накладывающего ограничение на его ядерную программу до тех пор, пока не будет подтверждена ее исключительно мирная направленность, должно длиться не более 5-7 лет. Западные партнеры говорят от 10-20 годах.
Остался нерешенным комплекс вопросов, касающихся возможной военной направленности ядерной программы Ирана. Стороны не смогли найти компромисс по реконфигурации реактора на тяжелой воде в Араке. Также не удалось договориться о дальнейшей судьбе иранского завода в Форду, в котором в настоящее время более 2 тыс. центрифуг обогащают уран до 5% (до Промежуточного соглашения в Женеве в ноябре 2014 года уран обогащался на заводе до 20%). США настаивают на полном закрытии завода. ОАЭИ предложила три варианта перепрофилирования завода:
- создать на его основе научно-исследовательский центр как вспомогательный объект для ядерного центра в Натанзе;
- перепрофилировать завод в Форду в центр для получения устойчивых изотопов;
- создать в Форду физический научно-исследовательский центр и учредить на его базе лабораторию по изучению космической радиации, которая сможет проводить исследования в интересах других стран.
Официальная позиция "шестерки" заключается в том, что после выполнения Ираном всех своих обязательств перед международным сообществом, предоставления убедительных доказательств о мирном характере ядерной программы, ратификации Дополнительного протокола к Договору о нераспространении ядерного оружия (1970), все ограничения на развитие мирной ядерной программы должны быть полностью сняты.
В случае если сторонам не удастся прийти к соглашению до 20 июля 2014 года, переговоры Ирана и "шестерки" могут быть продлены до 25 ноября 2014 года.