ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. С 2000 года произошло 14 крупных авиационных происшествий с самолетами МиГ-29 ВВС России, в том числе 7 катастроф, в которых погибли 9 человек.
22 марта 2001 года истребитель МиГ-29УБ 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России разбился в безлюдной местности в 35 км северо-восточнее Ахтубинска (Астраханская область) из-за возгорания правого двигателя. Экипаж - полковник Сергей Серегин и майор Андрей Воропаев - успел катапультироваться и не пострадал.
19 июня 2003 года в Армавире (Краснодарский край) потерпел крушение МиГ-29УБ 713-го учебного авиаполка ВВС России. В полете экипаж (майор Александр Тарасов и курсант Сергей Шаповалов) не заметил утечки топлива, после полной выработки горючего произошла остановка двигателей, самолет упал и разрушился. Оба пилота успешно катапультировались.
12 ноября 2003 года в районе горы Урасар (Армения) МиГ-29С 3624-й авиабазы 4-й армии ВВС и ПВО России, которым управлял майор Константин Кардаш, из-за ошибки пилота (по другой версии - из-за отказа техники) вошел в штопор и упал при выполнении фигур высшего пилотажа. Пилот погиб.
12 мая 2005 года на военном аэродроме Андреаполь в Тверской области потерпел катастрофу МиГ-29 (бортовой номер "31 синий") 28-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС России. Пилот, майор Валерий Гусев, выполняя на предельно малой высоте не предусмотренную летным заданием фигуру высшего пилотажа "бочка", допустил столкновение с землей. Самолет разрушился и сгорел, летчик погиб.
27 июля 2006 года на аэродроме Большое Савино (Пермский край) истребитель МиГ-29УБ (бортовой номер "01 синий") пилотажной группы "Стрижи" 237-го гвардейского Центра показа авиатехники разбился на взлете из-за попадания птиц в оба двигателя. Экипаж (полковники Николай Дятел и Игорь Куриленко) катапультировался и не пострадал.
5 июня 2007 года при выполнении фигур сложного пилотажа на малых высотах в районе аэродрома Домна (Читинская область) у МиГ-29УБ (бортовой номер "72 белый") 120-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС России загорелся правый двигатель. При заходе на посадку отказала гидросистема, возник пожар левого двигателя. После касания земли не сработал тормозной парашют, разрушилась передняя стойка шасси. Однако пилоты (подполковник Алексей Окутин и капитан Альберт Хаджияров) посадили горящий самолет "на брюхо", обесточили машину и вместе с прибывшей пожарной командой ликвидировали возгорание. Позднее оба были награждены орденами Мужества.
21 марта 2007 года в 30 км от года Миллерово Ростовской области при проведении плановых полетов разбились два МиГ-29 (бортовые номера "02 синий" и "06 синий") 19-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС России. Летчики (подполковник Фахрадин Ульфанов - ведущий и майор Денис Чиркин - ведомый) отрабатывали полет парой и допустили столкновение самолетов на высоте около 7 тыс. м. Жертв не было, оба пилота катапультировались.
17 октября 2008 года в районе с. Хадакта (Читинская область) у самолета МиГ-29 (бортовой номер "11 белый") 120-го истребительного авиаполка ВВС России в полете разрушился киль, машина упала в пойме р. Ингода в заболоченной местности. Пилот капитан Михаил Полоротов катапультировался. Причиной аварии стали коррозия и усталостные трещины металла.
5 декабря 2008 в 700 м к северо-западу от пос. Ингода (Читинская область) разбился МиГ-29 (бортовой номер "55 белый") 120-го истребительного авиаполка ВВС России, погиб пилот - подполковник Валерьян Кокарев. Причиной катастрофы, как и в предыдущем случае, стало разрушение киля машины в воздухе из-за коррозии и "усталости" металла.
15 июля 2009 года в полете по маршруту Андреаполь (Тверская область) - Пермь у МиГ-29 28-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС России из-за отказа выпускного клапана произошла разгерметизация кабины. Пилот подполковник Игорь Степнов сумел посадить самолет в Перми, но через несколько часов после приземления скончался в госпитале от отека мозга.
23 июня 2011 года в районе хут. Кабаково Ахтубинского района Астраханской области произошла катастрофа при проведении испытательного полета палубного истребителя МиГ-29КУБ (бортовой номер "927 синий") 929-го Государственного летно-испытательного центра ВВС России. Машина столкнулась с землей, выполняя нисходящую полупетлю с высоты 2 тыс. 700 м, при работе двигателей на максимальном режиме. Погиб экипаж - полковники Александр Кружалин и Олег Спичка, сумевшие отвести падающую машину от населенного пункта (в 2012 году обоим пилотам посмертно присвоено звание Героя России). Среди версий катастрофы - дефект механизма складывания крыла, из-за которого оно могло сложиться самопроизвольно.
6 сентября 2012 года в районе аэродрома Домна (Читинская область) истребитель МиГ-29 (бортовой номер "12 белый") 412-й авиабазы 3-го командования ВВС и ПВО России в ночном полете на малой высоте при выполнении фигур пилотажа не вышел из пикирования и разрушился, врезавшись в сопку. Погиб пилот - подполковник Альберт Хаджияров, пятью годами ранее сумевший успешно посадить горящий МиГ-29. Версии крушения - отказ систем управления или жизнеобеспечения, ошибка пилотирования или плохое самочувствие летчика (в его крови были обнаружены следы угарного газа).
27 июля 2014 года в районе с. Стрелецкое Приволжского района Астраханской области при выполнении планового тренировочного полета разбился МиГ-29 185-го Центра боевой подготовки и боевого применения ВВС России. Погиб пилот - подполковник Алексей Двинянинов. Причиной крушения, предположительно, стал отказ техники.
4 декабря 2014 года в районе деревни Чемодурово Воскресенского района Московской области упал опытный палубный истребитель МиГ-29КУБ (регистрационный номер "204 черный"), возвращавшийся на аэродром в Жуковском в ходе учебно- тренировочного полета. Летчики-испытатели Сергей Рыбников и Вадим Селиванов катапультировались и были госпитализированы в тяжелом состоянии. 6 декабря Рыбников скончался. Предполагаемая причина крушения - отказ техники. Самолет принадлежал корпорации "МиГ".