ТАСС-ДОСЬЕ. 16 декабря в аэропорту Байкал (Улан-Удэ, Бурятия) при посадке потерпел крушение вертолет Ми-8. Погибли трое членов экипажа, пассажиров на борту не было. По информации регионального правительства, выпущенная в Улан-Удэ машина совершала перелет с аэродрома Восточный, вертолет планировалось поставить заказчику в Китай. В качестве предварительных причин крушения рассматриваются техническая неисправность или ошибка экипажа.
Хронология катастроф вертолетов Ми-8 в России за последние пять лет - в материале ТАСС.
С начала 2018 года сообщалось по меньшей мере о 13 таких авиационных инцидентах (без учета ЧП 16 декабря 2022 года), в результате которых погибли в общей сложности не менее 58 человек.
12 февраля 2018 года вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-22330) российской авиакомпании "Ельцовка", выполнявший санитарный рейс в Александровском районе Томской области, столкнулся с землей в 100 км от аэродрома Стрежевой. В результате ЧП погибли два человека - второй пилот и бортмеханик. Еще четыре человека - командир воздушного судна, пациентка, а также сопровождавшие ее полицейский и фельдшер получили ранения. 14 августа 2018 года в Западно-Сибирской транспортной прокуратуре СК России сообщили журналистам, что причиной катастрофы стала неисправность системы управления вертолетом.
7 марта 2018 года высоко в горах в Итум-Калинском районе Чечни потерпел крушение вертолет Ми-8 Пограничной службы Федеральной службы безопасности России. В результате крушения, по данным источника ТАСС во властных структурах республики, погибли шесть человек. Рассматривались несколько версий ЧП, в том числе ошибка пилотирования при посадке.
11 апреля 2018 года в Хабаровске в районе улиц Антенная - Хирургическая вертолет Ми-8ПС-9 (регистрационный номер RA-24640) авиакомпании "Восток" в ходе тренировочного полета при заходе на посадку столкнулся с вышкой широковещательной радиостанции на высоте 150 м, упал и сгорел. Находившиеся на борту шесть человек погибли. Эксперты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) назвали причиной крушения непринятие экипажем своевременного решения о полете по приборам при ухудшении метеоусловий и наборе безопасной высоты полета.
4 августа 2018 года в 180 км севернее Игарки (Туруханский районе Красноярского края) потерпел крушение вертолет Ми-8АМТ (регистрационный номер RA-25640) авиакомпании "Ютэйр - Вертолетные услуги", совершавший рейс Ванкор - Пурпе. При взлете машина с вахтовиками-нефтяниками зацепила лопастями несущего винта груз, который на внешней подвеске перевозил другой вертолет, взлетевший ранее. В результате воздушное судно с пассажирами столкнулось с землей, погибли находившиеся на борту 18 человек: 15 пассажиров и трое членов экипажа. Во втором вертолете никто не пострадал, он благополучно приземлился на площадке Ванкор.
2 сентября 2018 года на территории Казачинско-Ленского района Иркутской области, в 290 км юго-восточнее Усть-Кута, разбился вертолет Ми-8МТ (регистрационный номер RA-25502) российской авиакомпании "Ангара", выполнявший аэрофотосъемку. Находившиеся на борту трое летчиков погибли. Расследовавшая ЧП комиссия МАК назвала в качестве наиболее вероятных причин катастрофы потерю пространственной ориентировки и ошибки пилотирования, допущенные командиром воздушного судна.
8 ноября 2018 года вертолет Ми-8Т (регистрационный номер - RA-25600) российской авиакомпании "Баркол", следовавший по маршруту Духовщины (Смоленская область) - Андреаполь (Тверская область), потерпел крушение в лесистой местности близ деревни Бобыльщина в Жарковском районе Тверской области. На борту находились два пилота, бортмеханик и сотрудник компании "Транснефть". В результате происшествия один человек погиб, трое получили ранения. Согласно заключению МАК, вертолет упал из-за отказа обоих двигателей, причиной которого могло быть обледенение или конструктивные недостатки.
14 февраля 2020 года вертолет Ми-8АМТ (регистрационный номер RA-24636) авиакомпании "Скол" потерпел крушение в районе аэропорта Сабетта (Ямало-Ненецкий автономный округ). На борту находились десять человек, два члена экипажа погибли, воздушное судно разрушилось. Согласно заключению расследовавших катастрофу экспертов МАК, к ЧП привело решение командира воздушного судна о посадке в метеоусловиях, не соответствовавших правилам визуальных полетов и уровню подготовки экипажа. Это привело к неконтролируемому снижению и столкновению с земной поверхностью.
19 мая 2020 года вертолет Ми-8 Минобороны потерпел крушение при выполнении учебно-тренировочного полета в 20 км от Клина (Московская область). По данным источника ТАСС в экстренных службах, летательный аппарат практически полностью разрушился, экипаж из трех человек погиб. По публиковавшейся информации, причиной катастрофы могла стать техническая неисправность.
26 мая 2020 года вертолет Ми-8 Минобороны, проходивший испытание после технического обслуживания, потерпел крушение в военном секторе международного аэропорта Анадырь (Угольный) им. Юрия Рытхэу (поселок Угольные Копи, Анадырский район Чукотки). В результате погибли четыре человека. Инфраструктура аэропорта и взлетно-посадочная полоса в результате крушения не пострадали.
24 июня 2021 года вертолет Ми-8 транспортно-боевой эскадрильи Северо-Западного округа Росгвардии потерпел крушение в Гатчинском районе Ленинградской области. По данным пресс-службы Росгвардии, в результате катастрофы погибли три человека. Вертолет выполнял учебно-тренировочный полет без вооружения на борту.
12 августа 2021 года на Камчатке вертолет Ми-8 (регистрационный номер RA-24744) авиакомпании "Витязь-Аэро" в условиях тумана упал в Курильское озеро и затонул. На борту находились 16 человек, из них восемь (командир воздушного судна и семь пассажиров, в том числе ребенок) погибли, восемь человек спаслись. Расследовавшие причины катастрофы эксперты МАК возложили вину за происшествие на командира воздушного судна, который в сложных метеоусловиях, не соответствовавших уровню подготовки экипажа, не принял своевременного решения о полете на запасной аэродром.
28 января 2022 года вертолет Ми-8 Минобороны потерпел крушение в Ульяновской области. Как уточнили ТАСС в экстренных службах, вертолет следовал с аэродрома Мулино в Ульяновск и совершил жесткую посадку на лед Волги в 2-3 км от берега, предположительно, из-за технических проблем. На борту находились три члена экипажа. Один из членов экипажа вертолета умер от полученных травм.
1 мая 2022 года вертолет Ми-8Т (регистрационный номер RA-24212) авиакомпании "Мост авиа" потерпел крушение на посадочной площадке Могоча (Забайкальский край). На борту находились три члены экипажа и 12 пассажиров. В результате крушения один пассажир погиб, еще пятеро получили травмы. Вертолет сгорел.
О вертолете Ми-8
Ми-8 - семейство советских и российских вертолетов, один из самых массовых вертолетов мира. Базовая модель была спроектирована в конструкторском бюро Михаила Миля в начале 1960-х годов. Разработано более 130 гражданских и военных модификаций. Ми-8 - машина одновинтовой схемы с пятилопастным несущим и трехлопастным рулевым винтами, двумя газотурбинными двигателями. Максимальная скорость - 240 км/ч, практический потолок - 6 тыс. м, максимальная взлетная масса - 13 тыс. кг, максимальная дальность полета с основными топливными баками - 620 км, пассажировместимость - до 26 человек, экипаж - 3 человека. Вертолеты семейства Ми-8 серийно выпускаются на Казанском вертолетном и Улан-Удэнском авиационном заводах (предприятия входят в холдинг "Вертолеты России"). Всего построено более 12 тыс. экземпляров, в разное время они поставлялись в более чем 100 стран мира.