23 декабря 2014, 16:23

Скоростная автомобильная магистраль Москва - Санкт-Петербург. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Предложения о строительстве нового шоссе между Москвой и Санкт-Петербургом впервые были включены в Генеральный план Москвы 1971 г. В 1994 г. на международной Панъевропейской конференции по транспорту на Крите планируемую дорогу включили в Девятый Международный транспортный коридор Финляндия - Россия - Украина - Молдавия - Румыния - Греция. Строительство автомагистрали было заложено в Федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)", принятую правительством РФ 5 декабря 2001 г.

В декабре 2003 г. во время визита в Санкт-Петербург президент РФ Владимир Путин поддержал идею создания новой автотрассы. 13 апреля 2004 г. появилось президентское поручение "Об организации работ по строительству скоростной автодороги Москва - Санкт-Петербург".

В сентябре 2004 г. заместитель министра транспорта РФ Александр Мишарин сообщил, что будущая автомагистраль станет платной, строить ее будет государственное акционерное общество "Платные автомобильные дороги". В октябре 2004 г. министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что строить и эксплуатировать магистраль планируется в рамках частно-государственного партнерства. 29 декабря 2004 г. правительство РФ распорядилось начать разработку предпроектной документации. Стоимость новой дороги тогда оценивали в 150-180 млрд рублей. В 2006-2008 гг. была окончательно определена будущая трасса автодороги (получившей индекс М-11). В 2008 г. началась подготовка к строительству участка с 15-го по 58-й км в Московской области. С 17 июля 2009 г. заказчиком строительства выступает государственная компания "Российские автомобильные дороги" ("Автодор").

По итогам открытого конкурса концессионное соглашение о строительстве участка дороги в Подмосковье (15-58 км) было заключено 27 июля 2009 г. с "Северо-западной концессионной компанией" (СЗКК). 50% в ней принадлежат французской группе Vinci (договор о сотрудничестве с ней был подписан в Париже 22 сентября 2006 г.), остальные акции - российским собственникам, точный состав акционеров не раскрывается. Основные субподряды на строительство СЗКК заключила с компанией "Мостотрест" (по состоянию на 2014 г. основные акционеры - неправительственный пенсионный фонд "Благосостояние", группа "Н-Транс" и предприниматель Игорь Ротенберг, сын совладельца СМП-банка Аркадия Ротенберга).

По состоянию на конец 2014 г., общая стоимость участка 15-58 км составила 70 млрд рублей, из них госфинансирование - 22,8 млрд рублей.

Концессионер для участка 58-149 км еще не выбран.

Участок 149-208 км (обход Твери) будет построен не ранее 2020 г., до этого времени будет проведен ремонт соответствующего участка автодороги М10 Москва - Санкт- Петербург.

"Мостотрест" отвечает за строительство трех участков с 208-го по 543-го км (компания выиграла конкурсы в 2011 г, 2013 г. и 2014 гг.).

Строительство участка 543-684 км будет вести компания "Магистраль двух столиц" (соглашение подписано в ноябре 2014 г.).

Доля частных инвестиций, выделяемых концессионерами - от 10 до 25%. Срок концессионных и инвестиционных соглашений - 22-30 лет.

Движение по первому участку М-11 (обход Вышнего Волочка, 258-334 км) было открыто 28 ноября 2014 г.

Начало строительства участка трассы в Подмосковье было задержано на два года из-за протестов общественных организаций, вызванных выбранным маршрутом дороги: она пересекала Химкинский лес. После повторных экспертиз, данный маршрут был утвержден. Разрешение на строительство участка с 15-го по 58-й километр было выдано 1 сентября 2011 г. Правительство РФ 3 ноября 2011 г. утвердило план по компенсации вырубки в Химкинском лесу, общий объем его финансирования составил около 2 млрд руб.

Пусковой участок дороги начнется у Бусиновской развязки (78-й км Московской кольцевой автодороги, МКАД), пройдет мимо Левобережного микрорайона Химок, пересечет канал им. Москвы по новому мосту, пройдет через Химкинский лес до аэропорта Шереметьево. Впоследствии трасса будет продлена на север до пересечения с Ленинградским шоссе в районе дер. Пешки (37-й км). На территории Москвы, в свою очередь, будет открыто движение по дороге от Бусиновской развязки до Фестивальной улицы.

Общая длина трассы М-11 составит 669 км. На ней будет установлен максимальный скоростной режим в 150 км/ч. Количество полос движения варьируется от 10 в Подмосковье до 8 на подъезде к Санкт-Петербургу и 6-4 - на остальных участках. Дорога будет освещена на всем протяжении, потоки автомобилей разделят отбойниками.

Стоимость проезда по автодороге пока не определена. В 2014 г. планировалось, что поездка от Москвы до Санкт- Петербурга по ней может обойтись, в общей сложности, в 1 тыс. 500 рублей. Стоимость проезда по участку скоростной автомобильной дороги М-11 "Москва - Санкт-Петербург" (15-58 км), проходящий через Химкинский лес, в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области составит примерно 300 рублей. До лета 2015 года участок дороги планируется оставить бесплатным.

Завершить работы по строительству трассы планируется к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 г.