Как США вводили санкции в отношении России в связи с Украиной

Егор Алеев/ ТАСС

Минфин США 12 апреля распространил свои санкции на более 30 физических и около 90 юридических лиц

ТАСС-ДОСЬЕ. 12 апреля США ввели новые ограничения в отношении России. Минфин США распространил свои санкции на более 30 физических и около 90 юридических лиц, еще 10 юрлиц из России подпали под рестрикции Министерства торговли. Как заявил госсекретарь США Энтони Блинкен, эти меры затрагивают тех, кто поддерживает действия России на Украине и способствует обходу ранее введенных западных санкций.

Об американских санкциях, применяемых в отношении России в связи с Украиной, - в материале ТАСС.

Многоуровневая система санкций

Вашингтон начал вводить антироссийские санкции в марте 2014 года, обосновав их необходимость вхождением Крыма в состав Российской Федерации и конфликтом на юго-востоке Украины. Основанием для них стали указы президента Барака Обамы и принятые в том же году законы "о поддержке суверенитета, целостности, демократии и экономической стабильности в Украине" и "о поддержке свободы Украины". Согласно этим документам, в отношении России была введена многоуровневая система санкций.

Персональные санкции предусматривают визовые ограничения и блокирование собственности и счетов физических и юридических лиц, занесенных в черный список. Американским гражданам и компаниям запрещается поддерживать с ними деловые связи. Торговые ограничения касаются экспорта, реэкспорта и передачи материалов и технологий и автоматически распространяются на компании, в которых одному или нескольким лицам/компаниям из санкционного списка принадлежит 50 и более процентов.

Секторальные санкции затрагивают такие ключевые отрасли российской экономики, как финансовую, энергетическую, оборонную и горно-металлургическую. Они включают ограничения на предоставление займов и оказание инвестиционных услуг, запрет на поставки вооружения, военной техники и технологий двойного назначения, а также высокотехнологичного оборудования и технологий (в частности, для использования в проектах по разведке и добыче нефти на глубоководных морских участках, на арктическом шельфе и в сланцевых пластах). Все ограничения распространяются также на компании, в которых фигурантам "секторального" списка принадлежит 50 и более процентов.

Крымские санкции запрещают ввоз или вывоз товаров, услуг или технологий в Крым и из Крыма, а также инвестиции в этот регион гражданами США.

Принятый в августе 2017 года закон "о противодействии противникам Америки посредством санкций" (CAATSA) законодательно закрепил действовавшие ограничения и ввел дополнительные. В частности, закон усложнил процесс получения кредитов российскими предприятиями и работу оборонных и энергетических компаний, а также распространил действие санкций на физические и юридические лица третьих стран, сотрудничающие с компаниями из России или инвестирующие в проекты с российским участием более 33%. Кроме того, закон лишил американского президента права смягчать и отменять санкции без одобрения Конгресса.

Исполнение санкций возложено на министерства финансов и торговли (в координации с Госдепартаментом).

Санкции, введенные в 2014-2021 годах

Первый санкционный список был опубликован 17 марта 2014 года. В апреле 2014 года Госдепартамент объявил о приостановке нескольких проектов, запланированных в рамках Президентской комиссии по сотрудничеству США и России, в том числе по военной линии. NASA заявило о замораживании сотрудничества с Роскосмосом (не коснулось МКС), министерство энергетики - о сотрудничестве с Росатомом. Были приостановлены консультации с Россией в области противоракетной обороны.

До начала СВО в феврале 2022 года санкционные списки расширялись 23 раза и включали порядка 200 физических и 450 юридических лиц - это российские политики и госслужащие, российские компании и банки, а также руководители Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и их структур и лица из окружения бывшего президента Украины Виктора Януковича. В частности, под санкции подпадают Сбербанк, Внешэкономбанк, Газпромбанк, Банк ВТБ, Россельхозбанк, ВЭБ и Промсвязьбанк, а также ряд их дочерних структур; предприятия российского оборонно-промышленного комплекса - предприятие "Базальт", концерн "Калашников", "КБ приборостроения", корпорации "Алмаз-Антей", "Ростех", "Уралвагонзавод"; Объединенная судостроительная корпорация и Объединенная авиастроительная корпорация. Был введен запрет на экспорт товаров, услуг и технологий, санкции в отношении российских проектов добычи нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах, а также против энергетических компаний - "Газпром", "Газпром нефть", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и "Роснефть". Ограничения затронули также ряд компаний, работающих в области радиоэлектроники, среди них Пермская научно-производственная приборостроительная компания, АО "Микрон", НПК "Гранат", а также компаний, участвовавших в строительстве Керченского моста, - "СГМ-Мост", "Мостотрест", "Институт Гипростроймост". Кроме того, фигурантами черного списка стали связанные с российскими бизнесменами и компаниями отдельные граждане Финляндии и Швеции и некоторые компании, зарегистрированные в Индии, Гонконге (КНР), ЦАР, Чехии, на Кипре, Британских Виргинских островах.

Санкции, введенные после начала СВО

В связи с признанием Россией Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР) и началом специальной военной операции (СВО) России на Украине США резко усилили санкционное давление на РФ. 21 февраля 2022 года Вашингтон ввел санкции в отношении народных республик, 22 февраля - ограничения против российского суверенного долга, а также ВЭБ и Промсвязьбанка. 24 февраля санкции были распространены на ряд системообразующих банков и представителей российской политической и деловой элиты. Далее Вашингтон ввел санкции против президента РФ Владимира Путина и членов Совета безопасности РФ, ограничил экспорт высокотехнологичной американской продукции для оборонной, аэрокосмической и судостроительной отраслей, запретил транзакции с участием Центробанка РФ, Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Министерства финансов России, Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ).

Впоследствии США ввели санкции в отношении компаний военно-промышленного комплекса, бизнесменов, по мнению Вашингтона, близких к президенту Владимиру Путину, членов Федерального собрания РФ, высших должностных лиц РФ, их имущества и членов их семей, крупных российских банков и их дочерних структур, СМИ и журналистов. Персональные санкции также коснулись глав большинства субъектов РФ.

Было запрещено военное сотрудничество с Москвой. США также прервали авиасообщение с РФ и перестали принимать морские суда, которые ходят под флагом России.

Введен запрет для граждан и компаний США на предоставление российским фирмам услуг в области консалтинга и маркетинга, а также аудита. Под действие ограничений подпали операции с золотом из резервов ЦБ РФ и операции с российским суверенным долгом. Была запрещена поставка долларовых банкнот из США в РФ, введены рестрикции для противодействия использования российской банковской платежной карты "Мир" за пределами РФ. Помимо этого, США запретили предоставлять России доллары взамен имеющихся в их распоряжении средств Международного валютного фонда - СДР (специальные права заимствования, которые являются расчетной единицей МВФ), прекратили считать Россию в своих антидемпинговых процедурах страной с рыночной экономикой (статус был предоставлен в 2002 году).

Были введены меры экспортного контроля в отношении оборудования для добычи нефти и газа, и запрет на импорт энергоносителей из России. Совместно с западными странами США ввели в действие с 5 декабря 2022 года потолок цен на российскую нефть, установленного на уровне $60 за баррель, а с 5 февраля 2023 года начали действовать предельные цены на нефтепродукты (США установили два отдельных лимита на нефтепродукты из РФ в зависимости от их категории - $100 и $45). В феврале 2023 года президент США Джо Байден отдельным указом повысил тарифы на большинство российских металлов и металлических изделий с 35% до 70%, на другие российские товары до 35%, включая продукцию химической промышленности и минералы, а также ввел 200%-ные пошлины на импорт изделий из алюминия, произведенных в России (соответствующие пошлины на импорт алюминия и алюминиевых продуктов из России вступили в силу 10 марта, на любые изделия с содержанием российского алюминия - с 10 апреля).

За год, прошедший с начала СВО, согласно данным Минфина США, под американские рестрикции подпали около 2,4 тыс. российских физических и юридических лиц, более 200 лиц из других стран, оказывающих РФ помощь в "обходе санкций", а также 80% российского банковского сектора.