27 апреля 2023, 13:20
Статья

Цифровая валюта центральных банков: где используют и тестируют

Nikolas Kokovlis via Reuters Connect

ТАСС-ДОСЬЕ. Банк России продолжает готовиться к запуску в обращение цифрового рубля. Рассказываем о том, где еще в мире можно встретить цифровые валюты и в чем специфика их использования.

Что такое цифровая валюта

Цифровая валюта центральных банков (Central Bank Digital Currency, CBDC, или ЦВЦБ)  — это цифровой аналог национальных фиатных валют, которые выпускаются, регулируются и гарантируются центробанками (ЦБ). CBDC следует отличать от криптовалют, большинство из которых, включая самую известную — биткойн, являются децентрализованными и работают без регулирующего органа. Стоимость криптовалют зависит от множества факторов, в том числе соотношения спроса и предложения, тогда как стоимость CBDC определяется центральным банком и равна фиатной валюте страны.

Развитие концепции CBDC

Обсуждения и разработки концепции CBDC начались в 1990-х годах. Еще в 1993-м Банк Финляндии запустил проект Avant, предусматривающий использование электронной формы наличных денег посредством предоплаченных смарт-карт для розничных покупок (аналогичны нынешним дебетовым и кредитным картам и электронным кошелькам). В конце 2002 года в обращении находилось в общей сложности около 900 тыс. карт, а количество терминалов, принимающих электронные кошельки Avant, составляло приблизительно 6 тыс. В 2006 году эта система была отменена, тем не менее ее можно считать предшественником современных цифровых валют.

В 2014 году Эквадор, использующий в качестве официальной валюты доллар США, приступил к выпуску CBDC Dinero Electronico. Однако проект был свернут ввиду высоких затрат на содержание новой системы и низкого спроса — максимальное количество пользователей составило 500 тыс. при населении 17 млн (менее 3%).  

Вновь идея внедрения CBDC стала активно обсуждаться в экспертных кругах в конце 2010-х годов. Толчком к ее развитию стала усиливающаяся конкуренция со стороны активно развивающегося рынка криптовалют. Кроме того, начавшаяся в 2020 году пандемия COVID-19 привлекла внимание к различным аспектам цифровизации, в том числе к вопросу о переходе на безналичные расчеты. Предпосылкой для внедрения альтернативных валютных систем стали также санкционные меры, вводимые на фоне обострившихся геополитических конфликтов.

Модели, плюсы и минусы CBDC

Единого подхода к формированию концепции CBDC нет. В настоящее время разрабатывается несколько моделей запуска CBDC. Так, есть варианты, предполагающие использование государственной цифровой валюты только банками и финансовыми организациями, при других моделях доступ к ее использованию распространяется на крупные предприятия, в ряде случаев — на физических лиц.

Роль посредника могут выполнять банки и иные финансовые организации, в некоторых моделях предлагается создание специальных организаций-операторов.

К недостаткам CBDC относят необходимость реорганизации всей финансовой системы — от ревизии действующего законодательства до создания новой платежной инфраструктуры, а также риски взлома и кибератак. Среди преимуществ специалисты отмечают скорость и безопасность транзакций, простой учет всех операций, а также уменьшение затрат на операции с банкнотами и монетами. Кроме того, платежи в CBDC полностью прозрачны, что должно способствовать снижению коррупции и выводу части экономики из тени.

Исследования, разработка, внедрение

В настоящее время в экспертном сообществе не утихают споры о целесообразности концепции CBDC. Многие уверены, что разработка и внедрение государствами цифровой валюты крайне преждевременны. Однако, как считают аналитики международной консалтинговой компании PwC, цифровые валюты станут одним из ключевых факторов развития платежных рынков в ближайшие 20 лет.

По данным портала CBDC Tracker Атлантического совета (аналитический центр; его деятельность в 2019 году признана нежелательной в РФ), в настоящее время свыше 100 стран активно рассматривают варианты создания государственных цифровых валют. В большинстве из них вопрос еще обсуждается на экспертном уровне, ряд стран находится на стадии исследования или разработки, некоторые — на этапе тестирования. Две страны уже применяют CBDC.

Где используют

CBDC уже внедрили Багамские Острова и Ямайка.

На Багамах в октябре 2020 года запустили так называемый песчаный доллар (Sand Dollar). К предпосылкам его внедрения относят низкий уровень доступности банковских услуг на отдаленных островах. Доступ к цифровым кошелькам можно получить с помощью физической платежной карты или мобильного приложения. В конце 2021 года насчитывалось около 20 тыс. пользователей (население страны — 396 тыс.).

Ямайка начала применение своей валюты Jam-Dex летом 2022 года. Сейчас ее можно использовать в девяти из 14 округов, однако ожидается, что к концу 2023 года она будет доступна по всей стране.

Где тестируют

Многие страны находятся в стадии тестирования CBDC.

Так, в апреле 2020 года был запущен пилотный проект по использованию такой валюты в Китае. Первоначально цифровой юань (e-CNY) был предназначен для розничных приложений. В эксперимент были включены четыре города, в том числе Шэньчжэнь с населением 17,5 млн (в провинции Гуандун на юге страны), являющийся одним из наиболее динамично развивающихся городов Китая. Их жители получили возможность обменять юани на их цифровую версию через банковские приложения и выиграть некоторую сумму e-CNY в лотереях. Постепенно правительство включило в эксперимент еще порядка 20 городов и расширило сферу использования e-CNY на межбанковские операции и международные расчеты.

В 2021 году зарплату в цифровых юанях стали получать сотрудники крупных компаний, в 2023-м выплачивать заработную плату в e-CNY госслужащим планируют начать госорганы некоторых городов. По данным Народного банка Китая, объем цифровых юаней в обращении на конец 2022 года составил 13,61 млрд (около $2 млрд).

Восточно-Карибский центральный банк, в который входят восемь стран Карибского бассейна (Антигуа и Барбуда, Гренада, Доминика, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Ангилья и Монтсеррат), запустил пилотную версию цифровой валюты DCash в марте 2021 года. Ей можно оплачивать покупки, коммунальные услуги и налоги во всех восьми государствах. Это первый розничный и трансграничный CBDC, объединивший в единую цифровую финансовую систему несколько островных государств.

В октябре 2021 года власти Нигерии открыли своим гражданам доступ к государственной цифровой валюте eNaira.

Любой желающий в Нигерии и за ее пределами может получить доступ к ней, открыв в своем смартфоне виртуальный кошелек, однако на данный момент CBDC воспользовались лишь 0,5% населения страны из 211 млн.

В ноябре 2022 года Резервный банк Индии (РБИ, центробанк) запустил пилотный проект по использованию цифровой рупии (e-Rupee) для расчетов по сделкам с гособлигациями. В нем задействованы девять крупнейших индийских банков. Затем началось использование цифровой рупии для расчетов на розничном рынке. По состоянию на февраль 2023 года этот проект привлек 50 тыс. пользователей и 5 тыс. продавцов, зафиксировано 770 тыс. транзакций.

Пилотные проекты CBDC также осуществляются в Гане (E-Cedi), Канаде (Jasper), ОАЭ и Саудовской Аравии (Aber), Уругвае (e-Peso), Франции (France CBDC). В 2023 году были проведены первые тестовые транзакции с использованием цифровой валюты в Иране (по мнению ряда экспертов, CBDC может способствовать властям Ирана в обходе американских санкций).